На повестке дня у современных российских ВВС серьезная задача:
понять, что реально можно сделать для военной авиации на имеющихся
ресурсах, считает Константин Богданов
К 101-й годовщине создания российских ВВС уже не осталось вопросов о
том, появятся ли в их рядах новые самолеты. Остается открытым вопрос о
том, способны ли сложившаяся система управления авиастроительным
комплексом и процедуры размещения госзаказа обеспечить полноценное
развитие военной авиации.
Начало ХХI века для военного флота Российской Федерации чем-то похоже на
начало ХХ века для военного флота Российской империи. По различным
причинам, военный флот России встретил начало ХХI века с полуразрушенной
инфраструктурой, наличием на флоте устаревших типов военных кораблей и
спорами о видении нового облика флота. Как это похоже на начало прошлого
века, когда с участием Петра Столыпина произошло учреждение Морского
Генерального Штаба и молодые морские офицеры-генштабисты начали борьбу
со «старичками»-адмиралами из Главного Морского штаба за осуществление
программ строительства новых кораблей!? О тенденциях развития
российского флота, возможности преобразования Морской коллегии в
Адмиралтейство России, появления в акваториях морей и океанов новых
боевых кораблей на базе морских аэродромных платформ рассуждает
председатель Оргкомитета гидроавиации России, капитан-флагман
гидроавиации Петр Хомутовский.
Совершенствование противокорабельных
ракет вновь ставит вопрос о применимости боевых надводных кораблей в
условиях массового распространения и роста возможностей этого вида
оружия. Возможное появление в перспективе наземных систем, подобных
разрабатываемой китайской баллистической противокорабельной ракете
DF-21D, грозит еще больше осложнить операции надводного флота. Какие
изменения в тактике и стратегии ВМС вызовет совершенствование этого вида
оружия, и не приведет ли оно к уходу боевых надводных кораблей со
сцены?
30
октября 2012 года состоялся спуск на воду океанского спасателя «Игорь
Белоусов», на борту которого будет установлен глубоководный водолазный
комплекс (ГВК) для спасения экипажей аварийных подводных лодок. Это
первый корабль такого класса, построенный для ВМФ России. С момента
ввода в эксплуатацию его предшественников – спасателей проекта 537
«Эльбрус» и «Алагез» прошло более тридцати лет. Неудивительно, что ГВК
судна вызвал среди специалистов большой интерес, а судьба его –
оживленные и временами ожесточенные споры.
Каковы заделы в области
строительства глубоководного водолазного комплекса в России на момент
закладки «Игоря Белоусова»? Имеет ли страна необходимые
научно-технические и производственные основы для создания полностью
отечественного комплекса?
Для ответа на эти вопросы обратимся к истории создания ГВК в России.
Соглашение о постройке во Франции четырех (по схеме 2+2)
универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» для ВМФ России стало
самым крупным и самым громким «импортным» контрактом Министерства
обороны России. Контракт подвергается уничтожающей критике в российских
СМИ, вместе с тем внятных объяснений о том, зачем эти корабли нужны
флоту, очень мало. Не пытаясь заменить собой пресс-службы МО и ВМФ,
редакция, тем не менее, постарается обосновать эту сделку.
Самолет Ил-76, размноженный за прошедшие сорок лет без малого в 1000
экземплярах стал одним из основных тяжелых транспортников на планете.
Сегодня примерно половина из этого числа машин остается в строю – Ил-76
используют ВВС и гражданские авиакомпании почти 40 стран мира. Вместе с
тем еще в конце 80-х годов встал вопрос о перспективах замены этой
машины, но разработка принципиально нового самолета была остановлена
распадом СССР.
Стратегические ядерные силы традиционно являются «последним доводом
королей», и по отношению к ним в сверхдержаве в значительной степени
можно ранжировать базовые приоритеты в военном планировании. Тем
интереснее понять, какими принципами пользуется американское
военно-политическое руководство при формулировании ядерной стратегии.
В
феврале прошлого года на боевое дежурство официально заступил первый
глубоко модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения
и управления (ДРЛО и У) А-50У. Этот авиационный комплекс получил за год
эксплуатации самые высокие оценки главкомата Военно-воздушных сил
России, хотя концептуально он серьезно отстает от своих зарубежных
аналогов.
По оценке RAND Corporation, Китай и Индия находятся на этапе
экономического и научного роста, что позволит им сократить отставание от
научно развитых стран. Для стран с менее динамичным развитием, а также
политической и общественной нестабильностью способность реализации
технологий будет затруднительной задачей даже при наличии возможности
приобретения соответствующих технологий.