В
феврале прошлого года на боевое дежурство официально заступил первый
глубоко модернизированный самолет дальнего радиолокационного обнаружения
и управления (ДРЛО и У) А-50У. Этот авиационный комплекс получил за год
эксплуатации самые высокие оценки главкомата Военно-воздушных сил
России, хотя концептуально он серьезно отстает от своих зарубежных
аналогов.
В то же время перспективы принятия на вооружение
создаваемых на замену А-50/А-50У новейших российских АВАКСов А-100
остаются чрезвычайно туманными. Сроки завершения этой дорогостоящей и
амбициозной военной программы постоянно сдвигаются, ее нынешний статус
не раскрывается. Мировой же рынок самолетов такого класса – больших
«летающих радаров» – сейчас переживает стагнацию, которую вряд ли
удастся преодолеть (она скорее усилится), учитывая очень высокую
стоимость и техническую сложность этих машин, а также весьма
ограниченный спрос. Бум второй половины 90-х – начала 2000-х годов на
такие авиационные комплексы давно сошел на нет. ВВС развитых стран
укомплектованы большими АВАКСами, а остальные государства предпочитают
закупать самолеты меньшей размерности, но и этот рынок весьма ограничен.
Конкуренты дальнего обнаружения
Монополию
США на авиационные системы дальнего обнаружения СССР разрушил в апреле
1965 года, когда на вооружение советских ВВС был принят самолет
радиолокационного дозора и обнаружения морских и воздушных целей Ту-126,
созданный конструкторским бюро Андрея Туполева на базе пассажирского
лайнера Ту-114, с радиотехническим комплексом (РТК) «Лиана». Стоит
отметить, что американцы первую летающую РЛС TBM-3W создали еще в ходе
Второй мировой войны, оборудовав в 1944-м радаром AN/APS-20 палубный
торпедоносец Grumman Avenger. Затем эти радары установили на
бомбардировщиках Boeing B-17.

Основной
задачей Ту-126 в годы холодной войны, как и его американских аналогов
тех лет – Lockheed EC-121Warning Star и палубного Grumman E-1 Tracer,
стали перехват дальней авиации противника и противодействие его
реактивным истребителям. «Американцы» воевали во Вьетнаме и по всему
свету, Ту-126 в основном были заняты на боевом патрулировании воздушного
пространства Арктики.
ДРЛО и У или АВАКСы (Airborne Warning and
Control System) третьего поколения решали задачу обнаружения воздушных
целей, летящих на малых и сверхмалых высотах – вне зоны действия
существовавших тогда наземных радаров. Дальность обнаружения целей еще
более возросла, РЛС получили постоянный круговой обзор за счет
вращающихся радиолокаторов с пассивной решеткой, размещенных в
«грибообразном» надфюзеляжном обтекателе.
Палубный АВАКС третьего
поколения Northrop Grumman E-2 Hawkeye (первые поставки в 1964 году) с
его модификациями до сих пор остается главным «летающим радаром»
военно-морского флота США. Эта система находится на вооружении Израиля,
Японии, Сингапура, Франции, Египта и Тайваня. Самолеты Boeing E-3 Sentry
(первые поставки в 1977 году) стали базовыми для системы ДРЛО и У
американских военно-воздушных сил, а затем для группировки ДРЛО и У
стран НАТО.
Великобритания получила эти системы дальнего
обнаружения фактически последней, поскольку изначально делала ставку на
самолет ДРЛО и У собственной разработки Nimrod AEW.3, создававшийся на
базе патрульного самолета Nimrod (компания Hawker Siddeley – ныне часть
BAE Systems). Однако более чем десятилетняя (1973–1984) британская
программа потерпела жесточайшее фиаско – ни один из 11 заказанных Nimrod
не был принят военным ведомством Соединенного Королевства. РЛС ARY-920
оказалась крайне ненадежной и медленной в работе, разработчики так и не
смогли преодолеть технические проблемы.
От «50» до «100»
Советским
ответом третьего поколения стал авиационный комплекс дальнего
обнаружения А-50 (с РТК «Шмель»), созданный на базе военно-транспортного
самолета Ил-76МД Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом
(ТАНТК) имени Г. М. Бериева совместно с НПО «Вега-М» (Московский НИИ
приборостроения – ныне ОАО «Концерн радиостроения «Вега»). Первый полет
А-50 совершил 19 декабря 1978 года, в 1989-м авиакомплекс официально
принят на вооружение. Параллельно в Ираке создали еще один самолет ДРЛО и
У на базе советского Ил-76МД – Adnan с французской РЛС Thompson-CSF
Tiger-G.
РЛС радиотехнического комплекса А-50 была способна
обнаружить истребитель на малой высоте на расстоянии до 400 километров,
на большой высоте – до 600 километров, морскую цель – на расстоянии до
400 километров. А-50 мог сопровождать одновременно до 60 целей и
наводить более десяти «своих» истребителей.
 |
E-2 Advanced Hawkeye |
 |
E-3 SENTRY (AWACS) |
 |
KJ-200 |
После
распада СССР и до начала 2000-х годов никаких работ по созданию новых
систем ДРЛО и У не проводилось. Совместная программа ОКБ Антонова и НПО
«Вега-М» по разработке самолета ДРЛО и У Ан-71 с РТК «Квант» была
заморожена еще в 1990-м из-за отсутствия финансирования.
Ситуация
начала меняться несколько лет назад. В 2009 году завершились испытания
первого глубоко модернизированного самолета ДРЛО и У А-50У (ТАНТК и
концерн «Вега»), в начале 2012-го машина была официально принята на
вооружение. С этого момента модернизация авиакомплексов ведется планово –
самолет в год. Всего на вооружении ВВС РФ стоят 26 А-50, все они
базируются на 2457-й авиабазе в Иванове.
Модернизированный РТК
самолета А-50У обладает улучшенными возможностями по выявлению
низколетящих и малозаметных воздушных целей с измерением их угловых
координат, скорости и дальности – обнаруживает различные типы воздушных и
наземных целей на дальности до 650 и 300 километров соответственно,
теперь он «видит» и вертолеты. При этом комплекс обеспечивает
сопровождение до 300 целей и одновременное наведение нескольких десятков
истребителей. Новая элементная база позволила значительно снизить вес
РТК и увеличить запас топлива. Радикально улучшены рабочие места
экипажа, есть комната отдыха, буфет и туалет.
Конечно, с одной
стороны, ВВС России получили качественно новый и, по целому ряду
свидетельств генералов, летчиков и экспертов, удачный комплекс. Но с
другой – эта система достигла своего модернизационного предела. В
августе 2011 года тогдашний главком ВВС генерал-полковник Александр
Зелин заявил, что абсолютно новый самолет ДРЛО и У А-100, оснащенный РЛС
с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), поднимется в воздух в
2016-м, но о реальном статусе программы ничего неизвестно.
Представитель российского оборонно-промышленного комплекса так
прокомментировал ситуацию: «Процесс явно затягивается, сроки завершения
программы разработчик (концерн «Вега») будет сдвигать». Одно из
объяснений – отсутствие воздушной платформы, новый РТК планируют
поставить на военно-транспортный самолет Ил-76МД-90 («изделие 476»),
серийное производство которого должно начаться на ульяновском
авиационном заводе «Авиастар-СП». Пока эта машина существует в одном
экземпляре.
Версия, наиболее часто звучащая в кулуарах во время
совещаний по вопросам ОПК и военного авиапрома, – технические проблемы с
РЛС будущего комплекса. Но главное, чтобы адаптация разрабатываемого
радиотехнического комплекса к Ил-476 не стала предлогом для
благополучного закрытия программы и для развертывания новых НИОКР с
новым же финансированием и новыми сроками.
Швеция, Израиль, АФАР…
В
начале 90-х годов, когда в России на «фронте дальнего обнаружения» не
было никаких перемен, а США проводили модернизацию за модернизацией
своих комплексов, на рынок буквально ворвались самые совершенные на тот
момент израильские и шведские системы, оснащенные радарами с АФАР. В
1993 году три таких комплекса Phalcon (разработка компании Elta Systems –
подразделения израильского концерна IAI), установленных на Boeing 707,
сменили американские Е-3С в ВВС Израиля, годом позже шведские ВВС начали
получать самолеты Saab 340 с отечественными РЛС Erieye (компания
Ericsson, сейчас в составе Saab AB).
Российско-израильский проект
по продвижению на китайский рынок самолета А-50АИ с РЛС EL/M-2075
комплекса Phalcon в конце 90-х потерпел неудачу. Израиль блокировал
сделку под давлением США. Однако созданная система нашла своего
покупателя. Индия приобрела три А-50EI, поставки завершились в 2011
году, в индийских планах покупка еще двух таких самолетов.
Дальнейшее
развитие системы Phalcon проявилось в создании очень удачных легких
самолетов ДРЛО и У Eitam – израильской РЛС, установленной (антенны по
бортам фюзеляжа) на американском бизнес-самолете Gulfstream G550. В ВВС
Израиля поступило три G550 Eitam в 2006-м, еще четыре машины купил
Сингапур. В 2011 году IAI объявил о запуске совместного с европейским
аэрокосмическим концерном EADS проекта по созданию самолета ДРЛО и У
малой размерности на базе легкого турбовинтового военного транспортника
CASA С-295 компании Airbus Military.
Шведские конкуренты
предложили на рынок в конце 90-х одну из наиболее популярных комбинаций –
легкий самолет R.99 (ЕМВ-145AEW) – комплекс Erieye, установленный на
бразильском региональном самолете Embraer EMB-145. Помимо Бразилии, эти
машины были закуплены Грецией, Мексикой, ОАЭ, Пакистаном, Саудовской
Аравией и Таиландом.
ЕМВ-145AEW станет базовой платформой для
реализации индийской национальной программы «летающего радара».
Радиотехническое оборудование Индия изначально планировала создать
собственными силами, однако работы затянулись.
Американская
программа по созданию легких комплексов, подобных израильским и
шведским, была воплощена в совместном проекте концернов Boeing и
Northrop Grumman Е-737, разработанном на базе широко распространенного
пассажирского самолета Boeing 737. Судьба программы оказалась не слишком
счастливой, поскольку в ходе ее осуществления цены на самолеты выросли
вдвое против планируемых (200 миллионов долларов за единицу). Тем не
менее комплексы закуплены Австралией, Турцией и Южной Кореей.
Другой
американский легкий комплекс – Northrop Grumman E-2С Hawkeye также не
выдержал конкуренции с израильтянами и шведами на международном рынке,
однако серийное производство машины поддержал внутренний потребитель –
военно-морская авиация США, заказав почти 40 самолетов. Три машины Е-2С
приобрела Франция для своего единственного авианосца Charles de Gaulle.
В
2010 году ВМФ США начали замену старых авиакомплексов Hawkeye (более 70
машин) на его последнюю модификацию – E-2 Advanced Hawkeye c новейшей
радиолокационной системой AN/APY-9 с АФАР, которая совершенно
оригинальным образом размещена в механическом обтекателе старой
конструкции.
Китайский рывок
Следуя своим традиционным
путем тотального копирования военной техники, Китай достиг относительно
больших успехов и в области авиационных систем дальнего обнаружения. В
2003 году китайцы подняли в воздух комплекс KJ-2000, созданный на базе
советского Ил-76МД и оборудованный радаром с АФАР собственной
разработки. Сейчас в составе ВВС Народно-освободительной армии Китая
восемь таких машин.
Параллельно разрабатывался более легкий ZDK-03
(РТК с АФАР во вращающемся дисковом обтекателе) на базе транспортника
Shaanxi Y-8 (клон советского военно-транспортного самолета Ан-12).
Четыре ZDK-03 закупил Пакистан. На базе Y-8 создан и китайский самолет
ДРЛО и У KJ-200 с двумя плоскими АФАР в неподвижном обтекателе.
Для
оснащения первого китайского авианосца «Ляонин» (бывший советский
тяжелый авианесущий крейсер «Варяг») с середины 2009 года ведется
разработка легкого палубного самолета ДРЛО и У Y-7AEW на базе
транспортника Y-7 (копия советского Ан-24).
Китайские конструкторы
заявляют: все оборудование комплексов разработано, произведено и
собрано на отечественных предприятиях, что вызывает вполне законное
недоверие экспертов, учитывая высочайшую техническую сложность систем,
любовь ОПК КНР к клонированию и слишком быструю реализацию программ
(менее полутора десятка лет).
Тем не менее высокая степень
завершенности китайских проектов по ДРЛО и У, их выход на серийное
производство и экспортные поставки свидетельствуют о том, что менее чем
через десять лет КНР займет второе место после США в этом чрезвычайно
прибыльном сегменте мирового рынка вооружений. У российских
разработчиков осталось совсем немного времени, чтобы перехватить у
коллег из Китая инициативу.