На повестке дня у современных российских ВВС серьезная задача:
понять, что реально можно сделать для военной авиации на имеющихся
ресурсах, считает Константин Богданов
К 101-й годовщине создания российских ВВС уже не осталось вопросов о
том, появятся ли в их рядах новые самолеты. Остается открытым вопрос о
том, способны ли сложившаяся система управления авиастроительным
комплексом и процедуры размещения госзаказа обеспечить полноценное
развитие военной авиации.
Перспектива на сотни бортов
По словам главкома Виктора Бондарева, до 2020 года ВВС получат около
800 самолетов и тысячу вертолетов. Сомнений в том, что в основных своих
параметрах эта амбициозная программа будет исполнена, немного. Особенно
в том, что касается вертолетов, а также тактической авиации.
С военно-транспортными и специальными самолетами ситуация значительно сложнее.
Однако, учитывая откровенно бедственное положение заводов и КБ,
создававших и производивших эти машины до 1991 года, результат в любом
случае выглядит солидно: российские ВВС реализуют масштабнейшее
обновление технического парка.
На этом пятиминутку бодрости можно считать оконченной и переходить к
водным процедурам - то есть к разбору отраслевых и межведомственных
процессов, в рамках которых вся эта материальная часть обречена
появляться на свет. Потому что именно тут кроются не только нюансы
практической реализации всего этого сияющего великолепия, но и заново
складывающиеся традиции авиастроения и управления госзаказом.
Монополия без министерства
Российское авиастроение пребывает в двойственном состоянии. С одной
стороны, веселый послеприватизационный бардак 1990-х годов в целом
преодолен (не везде, впрочем, благостно и на пользу делу) и отрасль
собрана заново в централизованную структуру. С другой стороны, эта
структура - Объединенная авиастроительная корпорация - все-таки не
советский Минавиапром.
Да и условия управления нынче другие. Имеющаяся над ОАК
координирующая стратегическая надстройка в виде Военно-промышленной
комиссии правительства и близко не столь влиятельна, как сочетание
аналогичной советской комиссии Совмина и оборонного отдела ЦК. За
"оборонкой" по привычке присматривает глава администрации президента
Сергей Иванов, но один человек - не то же самое, что полноценный
отраслевой отдел ЦК.
Учитывая общее тяжелое (за отдельными точечными исключениями)
состояние предприятий отрасли и системы подготовки кадров для нее, ОАК
имеет довольно выгодное положение. Во-первых, формальный контроль за ее
деятельностью со стороны государства не столь строг, во-вторых,
сочетание проблем отрасли с накопившимися задачами формируют весьма
льготный режим отношений с заказчиком.
Все вроде не так плохо, но, как гласит один из законов Мэрфи, все,
что может испортиться, портится. Потенциально из текущей конструкции
взаимоотношений государства и монополизированной промышленности может
вырасти в лучшем случае взаимодействие под девизом "лопай, что дают", а в
худшем - сращивание руководства оборонки с высшими политическими
элитами и переход к прямому диктату военным номенклатуры и цен
закупаемой ими техники.
Это не потому, что люди, возглавляющие ОАК, плохие, негодные и не
мыслят государственно. Это потому, что любой человек, оказавшийся в
руководстве сложной инерционной махиной, каковой является любая
отраслевая монополия, из чисто системных соображений вынужден отстаивать
ее интересы.
А такие структуры хотят, как правило, только одного: есть и
размножаться, то есть получать максимум выгодных (дорогих и просто
исполняемых) заказов и выжимать конкурентов. Вопросы стратегии военного
строительства и боевого применения авиации для них второстепенны.
Подобные же системные явления - при куда более грамотно выстроенной
структуре управления и контроля - непомерно раздули в 1980-е годы
отечественную оборонку. Это неизбежно произойдет и теперь, если не
создать дополнительной системы обратной связи, позволяющей навязывать
государственной промышленности внятно сформулированный государственный
же интерес.
Поддержка штанов производителя
Оборотной стороной монопольного исполнения и распределения госзаказа
становится такая специфическая форма промышленной политики, как
"поддержка производителя". Это ситуация, когда ничего всерьез
необходимого для ВВС в данный момент производитель предложить не может,
поэтому необходимо сберечь его на будущее как "центр компетенций",
"предотвратить утрату технологий", "загрузить мощности" и "сохранить
уникальный коллектив".
Вот взять, например, положение РСК "МиГ". К той части работ, что
выполняется для авиации флота бывшим производителем советских
истребителей №1, претензий нет и быть не может. Единственному
отечественному авианосцу давно пора обновить парк ударной авиации, и
продвинутые МиГ-29К из индийского заказа ("корабелка") идеально подойдут
на эту роль, дополнив (а потом, возможно, и заместив) снятые с
производства устаревшие перехватчики Су-33.
| МиГ-35 на авиасалоне в Бангалоре в 2007г. | Источник: Александр Рыбаков |
Но дальше начинается тягостная бессмысленность, также известная как
история истребителя МиГ-35. Это, напомним, тяжелая и дорогая версия
борта "корабелки" сухопутного базирования, ныне существующая в виде
недоведенного демонстратора и седьмой год ждущая крупного заказа.
В конце концов, эту машину действительно закажут (хотя бы с целью
поддержать экспортные перспективы миговской линейки) - но каково будет в
итоговом решении соотношение интересов собственно военных задач
применения и соображений, называя вещи своими именами, субсидирования
производителя?
Или более сложный вариант - заказ на заводе в Комсомольске-на-Амуре
истребителей Су-30М2 (локализованной версии экспортных Су-30МК2) - в
2009 году четыре штуки, сейчас еще 16.
Их хотя бы понятно, для чего использовать: во-первых, они сами по
себе обладают очень даже приличными возможностями (особенно на фоне
основного парка Су-27С/Су-27П, выпускавшихся еще в конце 1980-х), а,
во-вторых, хорошо подойдут как учебные спарки к новым и
модернизированным Су-27СМ. Но никто особо не скрывал, что заказы этих
машин призваны поддержать Комсомольский завод, загруженный целым рядом
затратных, но еще не раскрутившихся производственных программ (Су-35С,
ПАК ФА).
| Истребитель
Су-35С с бортовым номером "01 черный" ВВС России. Жуковский, февраль
2013 года (с) Вячеслав Бабаевский / russianplanes.net |
Единичные случаи погоды в отрасли не сделают. Но в том-то и дело,
что философия "поддержки производителя" имеет огромное число сторонников
как в промышленности (что естественно), так и, что немаловажно, среди
заказчиков. Так исторически сложилось еще с последних 10-15 лет жизни
СССР.
Подобная политика имеет право на существование в отдельных частных
случаях, но, будучи применяема без жестких ограничений, приведет к
просаживанию государственных средств, размножению образцов техники на
вооружении и формированию очагов мнимого благополучия в лице
"поддержанных" производителей.
То есть, в конечном итоге, в равной степени снизит конкурентоспособность как промышленности, так и вооруженных сил.
Чем дороже, тем проще
Россия страдает от проектной гигантомании. Чем крупнее проект, чем
больше на него тратится - тем, почему-то, проще им управлять. Мелкие,
дешевые задачи никому не интересны: выгоды немного, а крутиться
приходится сильно. В отличие от мегабюджетных программ, которые
вырастают на самый федеральный уровень и обретают чуть ли не статусы
локомотивов национального развития. Что олимпийские проекты, что
пресловутый АТЭС-2012. Не становится исключением и авиастроение.
Пример из текущей практики: с помпой развернутое в Ульяновске
производство транспортного самолета "изделие 476" (Ил-76МД-90А). Россия
окончательно отказалась от попыток использовать Ташкентский авиазавод и
перенесла производство Ил-76 домой. Что получилось в результате?
Несмотря на целый ряд новшеств, включающих традиционную "стеклянную
кабину" и применение композитов, этот самолет трудно считать шагом
вперед даже по сравнению с уже имевшимися модификациями "76-го"
семейства. Например, тот же Ил-76МФ имеет более просторный грузовой
отсек и поднимает на 10 тонн больше.
При этом стоимость закупки 39 единиц "476-х изделий", согласно
официально оглашенным в октябре 2012 года условиям контракта с
Минобороны, составит 140 млрд рублей, т.е. свыше 110 млн долларов за
борт. Для сравнения: на Ташкентском заводе тот же Ил-76МФ строился за
50-55 млн долларов, а модификация Ил-76ТД-90ВД, прямой предок "476-го
изделия", - за 35 млн долларов.
Это совершенно логично: ведь в цену новой ульяновской машины
закладывается технологическая подготовка производства (по сути, создание
новой производственной линии), а собственно машина в серии будет
дешевле. Проблема в том, что машина стоит столько, сколько на нее
потрачено, включая разработку и модернизацию заводских мощностей.
Военные, может быть, и согласились бы вместо нового самолета на
массовую модернизацию строевых Ил-76 по части авионики и новых
двигателей (программу "Бурлак", в частности, или же установку новых
двигателей ПС-90А-76). Благо тяжелые ресурсные самолеты могут летать
десятилетиями. Это гораздо дешевле (от 5 до 12 млн долларов за двигатели
плюс установка новой бортовой радиоэлектроники). Но им этого никто не
предлагает.
| Ил-76МД-90А | Источник: www.aex.ru |
Коммерсантам это тоже было бы выгодно. Но в нынешних условиях
гражданские заказчики трижды подумают, прежде чем брать дорогущий борт,
который, по сути, не имеет решающих конкурентных преимуществ, кроме тех,
что он - отечественный. То есть вся надежда только на военных. А это
еще сильнее сокращает потенциальный спрос, что удорожает единичную
машину в серии. Замкнутый круг.
Зато реализуется масштабный проект, которым можно, с одной стороны,
привлечь внимание сановного начальства (это даже полезно: можно добиться
нормального, а то и приоритетного административного режима для проекта,
что в наше время жизненно важно), а с другой - хорошо отчитаться
"индустриальным возрождением" Родины и развитием "несырьевого
высокотехнологического" сектора.
А уж под такое дело можно закладывать сметы, особо не экономя - для
Родины не жалко. Это пусть "коммерсы" жмутся над каждой сотней тысяч
долларов для модернизируемого борта.
Нужен стране транспортный самолет? Конечно, нужен, нет вопросов!
Кроме одного. Вопрос в том, каким способом этого добиваться или, проще
говоря, во что это обойдется небогатой Родине, у которой и без
110-миллионных "илов" предыдущего поколения семеро по лавкам не
кормлены.
Рост благодаря и вопреки
Как мы уже отметили в начале, благодаря действующей политике
государства и сложившимся отраслевым привычкам или вопреки (чаще -
одновременно), но российские ВВС в ближайшие годы неизбежно обновятся.
Пафосных вопросов о том, быть новой военной авиации или не быть, уже
можно не задавать: время дешевой патетики прошло. На повестке дня куда
более серьезная и неприятная задача - понять, что реально можно было бы
сделать для ВВС на имеющихся ресурсах при рациональном управлении - или
хотя бы минимизации управленческих ошибок. И сравнить с тем, что
получится в результате "естественного" процесса.
На основании полученных выводов необходимо в сжатые сроки
усовершенствовать систему контроля за государственной авиастроительной
монополией, четко разграничить полномочия и права всех заинтересованных в
формировании госзаказа сторон, создать прочный институт независимой
отраслевой экспертизы.
Сейчас это еще можно сделать, потому что отрасль, несмотря на раннюю
монопольную централизацию, еще не закостенела, особенно в части
протоколов административного взаимодействия с государством. По
прошествии 10-15 лет эта структура забронзовеет и срастется с госэлитами
тем способом, который посчитает необходимым.
И вот тогда-то уже будет совершенно невозможно что-либо диктовать
получившемуся, перефразируя Эйзенхауэра, "государственно-промышленному
комплексу". Он сам кому хочешь продиктует последовательность необходимых
действий и направление дальнейшего движения.
Константин Богданов
|