Черная дыра российской космонавтики: гордость страны преследуют неудачи
Освоение космического пространства всегда было сложным, но престижным занятием. С момента полета первого человека в космос СССР закрепил за собой первенство в этой отрасли. Но ситуация начала меняться после того, как Советский Союз исчез с политической карты. Тем не менее, несмотря на скудное финансирование и "распиливание" отрасли, в 90-е гг. России удавалось сохранять былой престиж.
К сожалению, статус-кво пошатнулся. С конца 2010г. и по сей день Россию преследуют фатальные неудачи в космической отрасли. Здесь и потеря многообещающих, дорогостоящих аппаратов, и изменения в сроках запусков. Проблему не помогают решить ни кадровые перестановки, ни увеличение финансирования. Мысль о каждом новом запуске вызывает страх у имеющих отношение к этому некогда романтическому и почетному процессу.
Непростое начало
Со времен полета первого человека в космос было принято считать, что СССР - впереди планеты всей. Перед испытателями, космонавтами, конструкторами и инженерами ставились сложные, порой невыполнимые задачи. Тем не менее в этот непростой период космических открытий на страницах газет редко писали о неудачах, а все больше - о достижениях. Однако освоение новых горизонтов и в СССР не обходилось без жертв.
Трагических аварий в период советской космонавтики было две. В 1967г. космонавт Владимир Комаров погиб из-за отказа парашютной системы во время возвращения на Землю. Вторая трагедия произошла в 1971г.: тогда в момент приземления "Союза-11" произошла разгерметизация корабля, и экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева погиб.
Некоторых трагедий, несмотря на неполадки в работе техники, удавалось чудом избежать. Так, в апреле 1975г. "Союз-18" должен был доставить космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова на орбитальную станцию "Салют-4", но ракета-носитель P-7А не вывела корабль в космос. Экипажу вовремя удалось отстыковаться и приземлиться на один из хребтов Алтайских гор, где они провели несколько дней в ожидании спасателей.
Все причастные к аварийным ситуациям получали выговор. Но многочисленные увольнения и ссылки в Сибирь не применялись. "Если у человека не было выговоров, считалось, что он не работает. Но чтобы сажали в тюрьму или всех дружно увольняли - такого на моей памяти не было", - вспоминает летчик-космонавт, советник президента Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" им.Королева Александр Александров.
На стыке веков
В 90-е гг. СССР резко трансформировался в Россию, что поставило под угрозу реализацию запланированных космических проектов. В сложившейся ситуации новому государству пришлось искать финансовую помощь и договариваться о сотрудничестве с былыми конкурентами. Так, новые проекты с США принесли в копилку отечественной космонавтики около 340 млн долл., которые были направлены на космические исследования. Взамен своей щедрости американцы получили бесценную информацию по космическим разработкам. Тем не менее, упрекать руководство страны за намеренную выдачу секретов, которые СССР берегло, как зеницу ока, наверное, было бы неправильно, ведь иного выхода для выживания ракетно-космической отрасли попросту не было.
После того как американский "спасательный круг" помог России выплыть на берег самостоятельности, отечественные космические исследования вернулись к финансированию из бюджета. В этот период Россия отказалась от орбитальной станции "Мир", сосредоточив все внимание на подготовке к работе Международной космической станции (МКС).
Стоит отметить, что в период 1960-2000гг. было совершено 428 запусков в космос. На долю 90-х пришлось сравнительно немного — всего 46 запусков. При этом все запуски числились как успешные. Таким образом, несмотря на всеобщую нехватку финансирования, "картина" запусков в прошлом веке была гораздо лучше, чем нынешняя.
Черная полоса
Казалось, в новое тысячелетие Россия шагнула с проверенными и надежными космическими аппаратами ("Протоны", "Прогрессы" и "Союзы"), которые смогут гарантировано сохранить стабильность графика запусков. Но не тут-то было. Первой неудачей, с которой началась черная полоса, стала потеря трех спутников "Глонасс-М" в декабре 2010г. Тогда дорогостоящая аппаратура взлетела с космодрома Байконур лишь для того, чтобы затем упасть в Тихий океан, не достигнув орбиты. Причина потери аппаратов была определена как ошибка в расчетах: разгонный блок перезаправили топливом.
Мощный удар по бюджету (ущерб составил около 2,5 млрд руб.) и репутации Роскосмоса всколыхнул застоявшееся отраслевое болото – последовали громкие отставки, после которых руководителем Федерального космического агентства был назначен Владимир Поповкин.
Однако перестановки в кабинетах космической власти не помогли решить проблему, облегчив лишь поиск "козлов отпущения". Очередной провал не заставил себя долго ждать и уже 1 февраля 2011г. из-за отказа разгонного блока "Бриз-КМ" неудачей завершилась попытка запустить с космодрома Плесецк геодезический спутник "Гео-ИК 2".
Донельзя ситуация обострилась в конце лета 2011г., а именно 18 августа, когда запущенный с Байконура спутник "Экспресс-АМ4" не вышел на связь. Виной всему, в очередной раз, оказался разгонный блок. Потерянный спутник в марте 2012г. был выведен с орбиты и затоплен в Тихом океане, а вместе с ним ко дну пошли и надежды на светлое будущее отечественной ракетно-космической отрасли.
Вслед за "Экспресс-АМ4" через неделю (24 августа 2011г.) был потерян транспортный грузовой корабль "Прогресс М-12М", так и не доставивший аппаратуру и продукты питания для космонавтов на МКС. Из-за крушения космического грузовика сместилась дата возвращения трех членов экипажа, а обломки дорогостоящего "Прогресса" долго искали на Горном Алтае.
После очередных многообещающих заявлений и долгих разбирательств настал момент затишья. Но уже 9 ноября 2011г. Россия ощутила на себе очередной тяжелый удар космических поражений. Автоматическая межпланетная станция "Фобос-грунт" не смогла покинуть околоземную орбиту и добраться до Марса. Практически в течение двух месяцев весь Мир наблюдал медленное угасание и снижение на орбите "Фобос-Грунта". Ущерб от гибели станции составил около 5 млрд руб. Причину потери многообещающей межпланетной станции объяснили весьма просто — аппарат перед полетом не прошел все необходимые испытания.
Заключительным аккордом, на сегодняшний день, в российской космической симфонии прозвучал неудачный запуск (6 августа 2012г.) "Протон-М" с двумя космическими спутниками "Экспресс-МД2" и Telkom-3. И в очередной раз виновником "торжества" оказался разгонный блок "Бриз-М", сбой в работе которого и привел к неудаче. Спутники были застрахованы на кругленькую сумму, в частности "Экспресс-МД2" на 1 млрд 177 млн 149 тыс. руб., Telkom-3 — 7,5 млн долл.
И вновь с плеч полетели головы: свой пост покинул генеральный директор ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.В.Хруничева" Владимир Нестеров. Вся ракетно-космическая отрасль замерла в ожидании расправы и перемен.
Докатились
Ничто в жизни не случайно, это касается и космических неудач. Эксперты отрасли неоднократно выделяли среди основных проблем - нехватку квалифицированных кадров и техническую отсталость.
"Сейчас 60% работников, которые трудятся на предприятиях по производству двигателей, ракет, - люди пенсионного возраста, а смена приходит недостаточно интенсивно", - рассказывает А.Александров.
Также сетовали на отсутствие должного финансирования. Правда, в современных условиях на него жаловаться, как-то неудобно: по словам премьер-министр РФ Дмитрия Медведева, в период с 2012г. по 2015г. в развитие космической отрасли планируется вложить 650 млрд руб.
"Сейчас финансирование отрасли больше, а ситуация не меняется, значит дело не в деньгах. В советское время было по-другому, люди жили гораздо хуже, чем сейчас, но сделали очень много, такой задел, что до сих пор мы на нем держимся", - говорит начальник испытательного отдела РКК "Энергия" Юрий Усачев.
По мнению специалистов отрасли одной из причин космического упадка в России является некомпетентность руководителей. "В правлении пилотируемых программ нет ни одного человека, который бы прошел через космический полет. Это говорит о том, что системе это не нужно, там сидят менеджеры, которым не интересно, что на самом деле происходит, что такое космический полет", - отмечает специалист ракетно-космической отрасли.
Между тем, уступки космической отрасли продолжаются. После потери в августе с.г. двух спутников, правительство РФ утвердило правила предоставления в 2012г. субсидий из федерального бюджета организациям, осуществляющим имущественное страхование рисков при запусках и летных испытаниях космических аппаратов. Главное условия предоставления таких субсидий — запуск аппарата должен осуществляться в рамках федеральной космической программы России на 2006-2015гг. Складывается ощущение, что космические неудачи в нашей стране поощряются, а деньги выделяются лишь для того, что слить их в космическую "дыру".
Пока утешает, что наши конкуренты не смогли придумать что-то получше советских разработок, но и они наступают на пятки. При этом одними громкими словами и увольнениями клубок накопившихся проблем не развязать. Возможно, чиновникам от правительства, а может быть и самому главе государства стоит уделить больше внимания проблемам космической отрасли, вернуть ее престиж на былой уровень, сделать так, чтобы в нее пошли свежие высококвалифицированные кадры, которые, как студенты шестидесятых будут грезить о покорении далекого космоса. Ведь если ситуация не изменится, то в ближайшем будущем вместо полета на Марс, мы будем гадать как очистить орбиту Земли от накопившегося на ней космического мусора, приговаривая при этом, что: "все начиналось с неудачных запусков".