Третья часть статьи о создании российских БНК основных классов посвящена кораблям дальней морской зоны, а также заделу по средствам, устанавливаемым на крейсерах и эсминцах. Фрегаты
Класс «фрегат» сегодня наиболее востребован ведущими мировыми морскими державами. Фрегаты являются одними из самых современных кораблей этого класса в мире.
ФР проекта 22350. 1 февраля 2006 года на СЗ «Северная верфь» (генеральный директор А. С. Бузаков) состоялась закладка головного фрегата «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (главный строитель А. В. Ушаков). После 15-летнего перерыва этот БНК (заводской номер 921) стал первым российским кораблем дальней морской зоны. Ранее БНК подобного назначения и класса строились еще в Советском Союзе или уже в «новое» российское время, но только для инозаказчика (проект 11356 для ВМС Индии). 29 октября 2010 года спущен на воду.
26 ноября 2009-го был заложен первый серийный – второй по счету – фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» (заводской номер 922), сдача запланирована на 2014 год. 1 февраля 2012-го состоялась закладка третьего фрегата проекта 22350 – «Адмирал Головко» (заводской номер 923). “ Вслед за фрегатами должна наступить очередь и более крупных кораблей
”
Технический прогресс приносит свои плоды, происходит унификация ракетного оружия по системам управления и старта, резко повышаются скорострельность систем, точность их попадания и как результат – боевая эффективность. В начале XXI века в России появились перспективные ракетные системы типа «Калибр-НКЭ» с противокорабельными ракетами 3М54Э, противолодочными ракетами 92РЭ, крылатыми ракетами 3М14Э (для поражения береговых целей) и типа «Яхонт» со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами. К тому же были созданы универсальные пусковые установки для их запуска и единые корабельные системы управления этими ракетными системами.
Кроме того, сейчас уже есть ЗРК типа «Риф-М» и «Штиль» с очень эффективными ЗУР (9М96 и 3М317МЭ соответственно) средней дальности и скорострельными пусковыми установками вертикального старта. Все это позволило создать фрегат проекта 22350 водоизмещением всего 4500 тонн.
Между тем сейчас многоцелевыми БНК в мире никого уже не удивишь. В военно-морских силах США имеются крейсера Arleigh Burke, в составе британского флота – эсминцы (тип 45), в ВМС других стран НАТО – многоцелевые фрегаты. В то же время, как известно специалистам, все современные натовские ФР и ЭМ оснащаются европейским вариантом ЗРК «Иджис» – типа NAAWS c УВП Mk41 для ЗУР «Стандарт» и ESSM или ЗРК PAAMS c ЗУР «Астер» также с вертикальным стартом, что в совокупности с новейшими системами управления комплексов и ракет позволяет значительно расширить возможности самих ЗРК.
Первый корабль проекта 22350 несет комплекс вооружения, состоящий из противокорабельных крылатых ракет, 130-миллиметровой артиллерийской установки, противолодочного РК и ЗРК средней дальности. Основным ударным средством является новый универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14У1 (УКСК). Применение УКСК делает боевой корабль поистине многоцелевым, его боевое назначение можно будет изменять на базе путем простой замены вариантов боезапаса. Новый ЗРК типа «Риф-М» (иногда в прессе именуется как «Полимент-Редут») будет максимально унифицирован с разрабатываемым сейчас мобильным сухопутным комплексом «Витязь». На корабле установлена новая РЛС с четырьмя антенными фазированными решетками.
Ожидается, что головной корабль «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» войдет в состав Балтийского флота, а всего ВМФ России заинтересован в приобретении, по разным оценкам, от 10 до 30 кораблей этого проекта, которые должны стать основным типом корабля океанской зоны.
ФР проекта 11356 и его модификации. После начала строительства новых фрегатов стало ясно, что обновление флота за счет этих сложных и дорогостоящих кораблей рискует затянуться, в результате чего было принято решение ускорить процесс, заложив параллельно с новыми фрегатами серию модифицированных кораблей проекта 11356, уже освоенного отечественной промышленностью на экспортных заказах для ВМС Индии.
Головной корабль проекта 11356 в варианте для ВМФ РФ (иногда в СМИ этот вариант обозначают 11356Р, 1135М или 11357) – фрегат «Адмирал Григорович» был заложен 18 декабря 2010 года на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». 8 июля 2011-го там же прошла закладка второго корпуса – ФР «Адмирал Эссен», а 29 февраля 2012-го – ФР «Адмирал Макаров» – третьего в серии. Летом 2011 года стало известно, что завод «Янтарь» построит для ВМФ РФ в общей сложности шесть фрегатов данного проекта. Передача флоту первых трех кораблей ожидается в 2014-м. Они будут иметь самое современное вооружение – ударный комплекс «Калибр», ЗРК средней дальности, артиллерию, ПЛО, вертолет, другие системы. Технические характеристики пускового модуля ПУ 3С90Э.1Габаритные размеры (миллиметры) 7150х1750х950 Глубина погреба (метры) 7,4 Количество ракетомест в модуле (единицы) 12 Интервал между пусками ракет (секунды) 2-3 Время открывания крышки (секунды) Не более 1,5 Масса модуля (с боекомплектом ЗУР) (килограммы) Не более 8000 (не более 21 200) Энергопотребление (кВт) 5
ФР проекта 22356. Фактически одновременно со спуском головного фрегата проекта 22350 на выставке «Евронаваль-2010», а затем и на Международном военно-морском салоне (МВМС) в Санкт-Петербурге 2011 года ОСК представила экспортный вариант новейшего российского ФР проекта 22356. Водоизмещение корабля – 4550 тонн, длина – 135, ширина – 16,4, осадка – 4,4 метра. Комбинированная дизель-электрическая главная энергетическая установка обеспечивает кораблю скорость полного хода 29,5 узла, дальность плавания экономической скоростью составляет 4500 миль, автономность – 30 суток.
Главным ударным оружием фрегата являются интегрированная ракетная система «Калибр-НКЭ» и комплекс с ПКР «Яхонт» (до 16 ракет 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1, 3М-14ТЭ). Комплексы ПВО – «Риф-М» (32 ракеты) или «Штиль-1» (36 ракет). Артиллерийское вооружение представлено одной 130-миллиметровой артиллерийской установкой, двумя 30-миллиметровыми стрельбовыми модулями комплекса ПВО ближнего рубежа, а также двумя крупнокалиберными пулеметами на тумбовых установках.
Для ракет 9М317МЭ в екатеринбургском НПП «Старт» разработана модульная пусковая установка 3С90Э.1, которая состоит из трех пусковых модулей (каждый на 12 ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах).
Говорить о строительстве крупных кораблей для ВМФ России сегодня, наверное, преждевременно. Однако следует отметить, что на базе ЗРК «Риф-М», который стал более совершенной модификацией комплекса С-300Ф (корабельный вариант «сухопутного» С-300П), МНИИРЭ «Альтаир» разрабатывает интегрированную систему зенитных огневых средств для крейсеров и эсминцев. Этот комплекс предназначен для обороны ордера кораблей и их соединений от одновременного налета современных и перспективных средств воздушного нападения. Он позволяет вести одновременный обстрел до шести-восьми целей и наводить на них 12–16 ЗУР на дальность до 120 километров. Основные технические характеристики комплекса «Риф-М» с различными типами ЗУРЗУР Дальность (километры) Высота (километры) Канальность целей/ракет Скорострельность (секунды) 48Н6Е 8–9–120 0,01–25 6/12 4 48Н6Е2 7–8–150 0,00–27 6/12 4 9М96Е 2–40 0,007–20 6–8/12–16 2 9М96Е2 2–120 0,007 – 30 6–8/12–16 2
Борьбу с подводным противником обеспечивают до восьми ракет ПЛО 91РТЭ2 (за счет уменьшения боезапаса ударных ракет комплекса «Калибр-НКЭ»), а также малогабаритный торпедный противолодочный комплекс «Пакет-Э/НК».
Радиотехническое вооружение представлено РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Фрегат-М2ЭМ», РЛС освещения дальней надводной обстановки «Минерал-МЭ», гидроакустическим комплексом «Заря-МЭ-03», ГАС «Виньетка-ЭМ», оптико-электронным комплексом освещения обстановки МТК-201МЭ. Комплексную работу всех боевых и радиоэлектронных средств корабля обеспечивает БИУС «Сигма-Э22356».
Средствами радиоэлектронной разведки и подавления являются комплексы РЭП ТК-25Э и выстреливаемых помех КТ-308-05. На корабле обеспечивается постоянное базирование одного вертолета типа Ка-28. БНК других классов
Вслед за фрегатами должна наступить очередь и более крупных кораблей – кораблей первого ранга. Уже известно, что в России завершаются работы по созданию проекта эсминца нового поколения. Для этого имеется серьезный задел. Этот корабль водоизмещением около 10 000 тонн также предполагается оснащать едиными для всего надводного флота универсальными пусковыми установками, стандартной боевой информационно-управляющей системой и прочим стандартизированным оборудованием. Данное «трио» – корвет, фрегат, эсминец нового поколения – призвано составить основу мощи российского надводного флота в ближайшие 20–30 лет.
После развала СССР работы по проектированию отечественного ЭМ IV поколения были фактически свернуты и лишены государственного финансирования. Однако они продолжались в инициативном порядке в 1-м ЦНИИ МО РФ и в Северном ПКБ. В то же время задел по эсминцу IV поколения позже использовался при разработке проекта 11356.
Проведенные исследования показали принципиальную возможность создания для ВМФ России ЭМ XXI века, удовлетворяющего заданным тактико-техническим требованиям и имеющего ограничение по водоизмещению 7000–8000 тонн, а успешная достройка эсминцев проектов 956Э и 956ЭМ для Китая, строительство фрегата проекта 11356 для Индии подтвердили готовность к этому отечественной промышленности.
Проект 21956 – ЭМ IV поколения. На международных выставках Северным ПКБ был представлен эсминец проекта 21956 водоизмещением 9000 тонн в нескольких вариантах. По одному из них корабль вооружен интегрированным ударным ракетным комплексом «Калибр НКЭ» с ПКР ЗМ-54ТЭ и противолодочной ракетой 91РТЭ2, ЗРК «Клинок», ЗРАК «Каштан», 130-миллиметровой АУ А-192, двумя четырехтрубными торпедными аппаратами, комплексом противоторпедной защиты «Пакет-Э/НК», оснащен современными радиоэлектронными средствами. На борту эсминца могут базироваться два вертолета Ка-28 (Ка-31).
Планы по реализации этого проекта были впервые оглашены 19 июня 2009 года, тендер состоялся в конце 2009-го, и сразу начались конструктивно-опытные, научные и исследовательские работы по облику будущего корабля. 11 марта 2010 года СМИ сообщили о том, что разработка БНК этого проекта с применением технологии «Стелс» успешно началась. Проектирование планируется осуществить в течение трех лет. Процесс проведения исследований и подбора технических решений, как заявили разработчики, продлится приблизительно 30–36 месяцев.
ЭМ V поколения. В конце июня 2011 года Объединенная судостроительная корпорация объявила, что уже занимается проектом нового корабля океанской зоны пятого поколения класса «эскадренный миноносец» с новой атомной энергетической установкой. ЭМ будет обладать скоростью около 30 узлов, неограниченной мореходностью, при средней скорости 17 узлов дальность автономного плавания составит 10 000 миль. В зависимости от специальных задач и атомной энергетической установки водоизмещение эсминца будет колебаться от девяти до двенадцати тысяч тонн.
Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий летом 2011 года подтвердил информацию о проектировании и добавил, что закладка и строительство многоцелевого атомного ЭМ, возможно, состоятся в середине 2012 года. Приблизительная цена корабля – 70 миллиардов рублей. Ожидаемая дата завершения работ и спуска на воду – 2016 год. Флот России должен получить в течение ближайших 10–15 лет около 16 эсминцев этого проекта.
Модернизация КР проекта 1144. В СМИ не раз говорилось о том, что Минобороны решило восстановить самые мощные в мире атомные крейсера проекта 1144 «Орлан», превратив их в универсальные корабли-ракетоносцы, способные решать на море любые задачи – уничтожать авианосцы, отражать удары с воздуха, поражать наземные цели стратегическими крылатыми ракетами.
В процессе модернизации «Орланы» получат современную радиоэлектронику – радары, системы управления и связи, средства радиоэлектронной борьбы. На смену ракетному «Граниту» придут УКСК, заряжаемые самыми разными ракетами – от противолодочных ракетоторпед до КР большой дальности. Боезапас крейсера при этом увеличится с 20 до 80 ракет за счет компактности комплексов. В те же пусковые контейнеры можно устанавливать и ракеты «Оникс» или «Калибр», которые станут основным оружием против авианосцев. Помимо этого усилят и ПВО: «Орланы» получат ракеты от новейшего ЗРК С-400 и новые системы ПВО ближнего боя.
Кроме того, отремонтируют корпуса и атомные силовые установки. Все названные меры позволят продлить срок службы этих кораблей до 2030–2040 годов. Схему модернизации «Орланов» опробуют на «Адмирале Нахимове», работы на котором уже начались. Предполагается, что крейсер сдадут флоту к 2015 году. Хочется верить
А дальше может идти речь и об авианосце. Правда, необходимо осознавать, что авианосец – удовольствие дорогое, не каждое государство позволяет себе иметь такой корабль в боевом составе своих ВМС. После многолетних споров, нужен ли ВМФ России «плавающий аэродром» или можно обойтись атомными подлодками и крейсерами, наши адмиралы, по-видимому, выбрали «американскую» модель флота – корабельные группировки с авианосцем в центре. По мнению экспертов, такая компоновка позволит расширить зону влияния российского ВМФ на Тихий океан и северную Атлантику.
Аванпроект авианосца должен быть готов до конца 2012 года. ОСК в 2016 году приступит к проектированию и постройке авианосца для отечественного флота, заявил минувшим летом президент корпорации Роман Троценко. Он, кстати, отметил: подобные корабли России нужны. На следующий же день глава ОСК сказал, что строительство начнется в 2018 году, а сам корабль будет полностью готов в 2023-м. Правда, Троценко не уточнил сроки проведения его испытаний и ввода в состав ВМФ.
Ожидается, что на первом этапе – к 2027 году Россия получит две авианосные группировки: одну на Тихоокеанском флоте и одну на Северном.
В данном материале – заявленные проекты, а они отличаются от ТТХ и количества реально построенных кораблей. Понимаю, что отечественный ОПК испытывает кадровый голод, основные фонды предприятий сильно изношены, отсутствует должный контроль продукции и существует неэффективная система финансирования оборонных заказов. И тем не менее хочется верить, что наши проекты и программы будут реализованы, отечественный ВМФ займет достойное место в мире, а судостроительная промышленность получит необходимые заказы и будет развиваться. Александр Карпенко, инженер