В структуре экономики Уральского региона значительную роль всегда играл оборонно-промышленный
комплекс. Кризисная ситуация 90-х годов привела к тому, что многие
предприятия существенно сократили производство, предпринимая активные
попытки переориентировать его на выпуск других видов продукции. Тем не
менее в последние годы вновь стала появляться информация о
востребованности продукции уральских предприятий ОПК в других странах.
Среди
наиболее активных клиентов значительную роль играют страны Африки.
Многочисленные региональные конфликты, то и дело вспыхивающие на Черном
континенте, способствуют тому, что эти государства проявляют интерес к
вооружению и технике, производимой на Урале. При этом важно отметить:
речь идет не только о традиционных партнерах Советского Союза. Интерес к
российскому оружию проявляют даже те государства, с которыми в годы
холодной войны какое-либо сотрудничество было просто немыслимым.
Обмен технологиями
Так,
в частности, на вооружение армии ЮАР был принят новый противоминный
комплекс «Касспир», который отличается от предыдущих версий тем, что в
нем использованы элементы российского «Урала». Сама модель «Касспир» уже
на протяжении тридцати лет применяется южноафриканцами как в
многочисленных военных конфликтах за пределами страны (например в
Намибии), так и в ходе ликвидации внутренних волнений. Машина была
разработана фирмой «Сэндок-Острэл» и предназначалась для использования в
локальных конфликтах. В кабине находились два человека, еще 12 солдат –
в защищенном кузове.
"
Интерес к российскому оружию проявляют даже те государства, с которыми в
годы холодной войны какое-либо сотрудничество было просто немыслимым ”
За
30 лет «Касспир» неоднократно модернизировался. В начале XXI века в ЮАР
было решено перевести эту машину на платформу «Урала». Как отметил в
одном из интервью представитель фирмы-производителя Йохан Штайн, новая
версия обошлась почти на 30 процентов дешевле всех предыдущих аналогов.
При этом технические характеристики и функциональная база только
улучшились. Машина стала более маневренной и вместительной (ныне
«Касспир» вмещает 18 человек), появились комфортные противоударные
кресла. По заверениям конструкторов, даже подрыв машины на
21-килограммовом заряде под колесом и 14-килограммовом – под корпусом
неспособен нанести вред автомобилю.
В 2004-м начались работы по
созданию подобной противоминной полицейской машины и в России. В
качестве ориентира был взят именно южноафриканский «Касспир».
Целесообразность разработки такого вида боевой техники прежде всего
связана с продолжением конфликта на Северном Кавказе, когда именно
нападения на автомобильные колонны стали основной причиной гибели
личного состава. Сопровождение таких колонн БТР, БМП и танками приносило
результат, но являлось весьма затратной мерой. Для решения данной
проблемы были развернуты работы по «одеванию» в броню «Уралов» и
КамАЗов. При этом опыты с «Уралом» оказались, как полагают многие
эксперты, более удачными, так как противоминная стойкость
бронетранспортера сопровождения БМП-97 (он же КамАЗ-43269 «Выстрел»)
оказалась невысока. В итоге специалистами была разработана модель
специальной бронированной полицейской машины СПМ-3 «Медведь», которая
должна использоваться в качестве транспортного средства и
оперативно-служебной машины внутренних войск МВД при проведении
контртеррористических операций, мероприятий по пресечению массовых
беспорядков. Таким образом, в данном случае опыт создания бронемашины в
ЮАР стал примером для российских производителей военной техники.
От автомобилей до оружия
Завод
«Урал», входящий в состав группы ГАЗ, в последние годы весьма активно
действовал на африканском рынке. В августе 2008 года было объявлено о
поставке в Судан 50 полноприводных грузовиков «Урал-4320» с колесной
формулой 6х6. При этом предназначенные для эксплуатации в Судане
автомобили прошли доработку с учетом климатических условий Восточной
Африки.
В
2009-м во многих СМИ появились сообщения об открытии «Уралом»
сборочного производства грузовиков в Судане. Его мощность должна была
составить две тысячи машин в год. Объясняя причины выбора Судана в
качестве производственной площадки, руководитель департамента по связям с
общественностью группы ГАЗ Олег Гамов заявил, что особую роль здесь
сыграли геополитические факторы, а также благоприятная рыночная
конъюнктура. На это же указывал аналитик ИК «Тройка Диалог» Геннадий
Суханов: «ГАЗ экспортирует грузовики собственного производства в разные
развивающиеся страны и, чтобы помочь продвигать эти автомобили,
необходимо заручиться поддержкой местного государства». Он полагал, что
ГАЗ получит некоторые льготы от правительства Судана. Другой эксперт –
аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников указывал на то, что речь идет
об отверточной сборке небольшого объема автомобилей. Это не могло
оказать решающего влияния на финансовую и операционную деятельность
компании. Проблема состояла в том, что для организации крупномасштабного
производства нужен соответствующий уровень инвестиций, достичь которого
было невозможно, тем более в условиях финансового кризиса.
Организация
«Уралом» производства машин в Судане должна была компенсировать спад
продаж в России. Под влиянием финансового кризиса в четвертом квартале
2008-го российский рынок грузовиков упал на 30–40 процентов. Как заметил
в одном из интервью представитель Банка Москвы Михаил Лямин,
привлекательность суданского проекта во многом связана с его низкой
затратностью. На совещании у губернатора Челябинской области Петра
Сумина в 2009 году гендиректор «Урала» Виктор Корман сообщил, что
суданская сторона уже подготовила площадку для производства грузовиков. В
этих условиях заводу оставалось только организовать своевременную
доставку машинокомплектов.
Важность этого проекта для «Урала»
состояла в том, что из Судана можно было двигаться на другие африканские
рынки. К 2009-му кроме Судана соглашение с уральским предприятием уже
заключила Эфиопия. Еще в 1999 году из Челябинской области в эту страну
Восточной Африки отправилось более 600 машин «Урал-4320». Тогда же более
200 «Уралов» закупил Египет. В начале XXI века объем поставок
грузовиков «Урал» в Судан и Эфиопию составлял около 300 машин в год. При
этом общая емкость африканского рынка – около 500–600 тысяч грузовиков в
год. Впрочем, как указывали аналитики, еще ни одному российскому
автозаводу, запустившему сборку в развивающихся странах, не удалось
полностью захватить этот рынок.
В 2011-м на карте Африки появилось
новое государство – Южный Судан. Однако это не привело к полной
нормализации ситуации в этом регионе, который уже долгое время был
охвачен гражданской войной. И дело не только в том, что сложными
оставались отношения Южного Судана с северными соседями. В самом Южном
Судане боевые действия с правительством продолжали вести семь
вооруженных группировок, обвинявших власти в коррупции и авторитаризме. В
этих условиях российская военная техника по-прежнему остается
востребованной. Тем более что этому способствуют и давние исторические
связи России и молодого государства. Многие руководители Южного Судана
проходили подготовку в Эфиопии у советских инструкторов. Как заметил
спецпредставитель президента России по Африке, глава Комитета Совета
Федерации по международным делам Михаил Маргелов, грузовик «Урал» и
автомат Калашникова прочно ассоциируются у жителей Южного Судана с нашей
страной.
Из тех предприятий Урала, которые довольно давно активно
сотрудничают с Суданом, можно выделить Ижмаш. Среди партнеров
уральского завода значится и зарегистрированная в Хартуме фирма «Уэйл
Шеймс Алдин Хасан трэйдинг энтерпрайсис». Всего же к началу 2012-го в
сотрудничестве с Рособоронэкспортом планировалась реализация контрактов с
заказчиками продукции Ижмаша примерно из 30 стран Северной Африки,
Латинской Америки и АТР. Среди поставляемого на экспорт оружия наряду со
знаменитыми автоматами Калашникова различных модификаций можно выделить
снайперские винтовки СВД, СВДС, СВ-98, СВ-99, пистолеты-пулеметы
«Бизон» и «Витязь».
Предпринятое бывшим генеральным директором
Ижмаша Максимом Кузюком расширение рынков сбыта, бесспорно, было связано
и с необходимостью выхода из кризиса, в котором оказалось к началу 2012
года предприятие. Антикризисная команда запланировала завершение
объединения в рамках НПО «Ижмаш» и перевод всех контрактов во вновь
созданную структуру, закупку нового оборудования для производства
оружия. На решение этих задач было нацелено и участие предприятия в
международной выставке «Оружие и охота», состоявшейся осенью 2011-го. В
ходе выставки ряд зарубежных партнеров заинтересовался производимым
Ижмашем стрелковым оружием.
Разнообразие предложений
Среди
тех предприятий Урала, которые активно сотрудничают с зарубежными
партнерами (в том числе и из стран Африки), можно назвать также
Уральский оптико-механический завод (УОМЗ) имени Э. С. Яламова. УОМЗ –
одно из крупнейших предприятий оптико-электронной отрасли России,
ведущее свое начало с середины XIX века. Основной специализацией завода
выступает разработка и производство оптических и оптико-электронных
систем и комплексов военного и гражданского назначения, систем
оптического наблюдения. УОМЗ является поставщиком оптико-электронной
аппаратуры для ведущих российских производителей авиационной техники.
Изделия предприятия входят в состав бортового оборудования боевых
самолетов Су, МиГ, вертолетов «Камов» и «Миль» различных модификаций.
Начиная
с 2003-го Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
предоставила Уральскому оптико-механическому заводу право на
внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения.
Право самостоятельного военно-технического сотрудничества дает УОМЗ
возможность осуществлять весь комплекс послепродажного обслуживания
ранее поставленной военной техники. Среди тех стран, которые покупают
продукцию УОМЗ, есть и ряд африканских государств. Как показывают
материалы официального сайта предприятия, продукция УОМЗ находит сбыт в
Алжире, Судане, Эфиопии, ЮАР.
Не случайно на российских выставках
вооружений именно стенды Уральского оптико-механического завода
становятся в последние годы наиболее посещаемыми африканскими
делегациями. Так, например, на выставке «Иннопром-2011» присутствовала
делегация алжирского города Аннабы – побратима Екатеринбурга. Возглавлял
ее губернатор Аннабы Эль-Гази Мохаммед. Наибольший интерес у
африканских гостей вызвали оптико-электронные системы и приборы для
авианавигации. Стенд УОМЗ активно посещался делегациями из стран Африки и
на традиционной выставке Russian Expo Arms 2011, проводящейся в Нижнем
Тагиле. В частности, в ходе салона были проведены переговоры с
делегациями из Замбии и Уганды, которые заинтересовались возможностью
установки систем оптического наблюдения.
Налаженные связи с
африканскими государствами в рамках поставок военной продукции помогают
УОМЗ выходить на рынки стран Черного континента и со своими товарами
гражданского назначения. Так, в январе 2012 года в Объединенных Арабских
Эмиратах прошла традиционная выставка Arab Health 2012, в работе
которой приняли участие многие представители государств Африки.
Экспонировалась и продукция дочернего предприятия УОМЗ, компании
Trialptek. Весной 2012-го Уральский оптико-механический завод вышел на
рынок Ливии. В эту африканскую страну поставлены инкубаторы для
новорожденных, фототерапевтические облучатели и другая медицинская
техника. Как отметил в одном из интервью начальник департамента экспорта
УОМЗ Антон Юзефович, рынок Ливии выглядит крайне перспективным,
поскольку многие объекты здравоохранения требуют восстановления и
переоснащения. Соглашения о продвижении медицинской техники заключены
уральским предприятием и с египетскими партнерами.
На рынки
арабских стран стремится выйти и Курганский машиностроительный завод,
производящий несколько модификаций боевых машин пехоты. Им уже
осуществлены поставки БМП в ряд стран Ближнего Востока, публикации о
продукции предприятия размещены на страницах ряда специализированных
военных журналов, издающихся в арабском мире. Генеральный директор
Курганского машиностроительного завода Валерий Дородный был в составе
российской делегации, посетившей Анголу. В ходе визита им сделаны
предложения по сервисному обслуживанию и модернизации военной техники,
находящейся на вооружении национального Министерства обороны.
Производимые на Курганском заводе БМП экспортировались в последние годы
также в Алжир и Египет. Значение подобных соглашений становится еще
большим, если учесть те экономические сложности, с которыми сталкивалась
в последние годы Курганская область. Этот субъект РФ традиционно
ориентируется на выпуск сельскохозяйственной продукции, при этом
индустриальный сектор экономики области в течение многих лет испытывает
очевидные трудности.
Одним из крупнейших экспортеров военной
техники в Уральском регионе является и Уфимское моторостроительное
производственное объединение (УМПО), предприятие Объединенной
двигателестроительной компании. Его специализация – производство
авиационных двигателей, а также узлов вертолетной техники. Интерес к
продукции УМПО проявляют и африканские партнеры. Еще в ноябре 2006 года
предприятие посетила делегация Нигерии, в которую входили военный атташе
посольства этой страны в РФ, ныне коммодор авиации Терри Оматсола
Окородуду, генеральный директор Национального агентства по чрезвычайным
ситуациям вице-маршал авиации Ауду-Бида. Иностранные гости оставили
самые лестные отзывы: «Мы впечатлены масштабом и современным уровнем
производства авиационных двигателей в УМПО», – заявил Ауду-Бида.
В
последние годы развиваются контакты Уфимского моторостроительного
производственного объединения с другими странами Африки. Так, в 2011
году продукцию УМПО покупали Алжир и Уганда. По заявлениям руководства
УМПО, на Алжир приходится около 20 процентов всего экспорта компании
(поставки осуществляются через Иркутский авиационный завод). Весной 2012
года макет двигателя для истребителей Су-35С, производимого УМПО,
демонстрировался на международной выставке сухопутных и военно-морских
вооружений в Нью-Дели «Дефэкспо Индия-2012». В работе салона участвовали
и делегации африканских государств.
Присутствовала там и
делегация нижнетагильского Уралвагонзавода. УВЗ представил здесь
новейший модернизированный танк Т-90С. Уралвагонзавод достаточно активно
взаимодействует с партнерами из стран Африки. Так, военная техника,
произведенная УВЗ, активно поставляется в Алжир. В последние годы
Уралвагонзавод занимается модернизацией танков Т-72, поставки которых
Алжиру осуществлялись в предшествующее время. Кроме того, в феврале
2012-го в алжирской газете «Эль-Ватан» появилась статья под громким
названием «Алжирская армия укрепляется российскими танками». Речь в ней
шла о поставках большой партии Т-90, производимых Уралвагонзаводом.
Уральские
«оборонщики» сохраняют позиции в тех странах Африки, с которыми
активное военно-техническое сотрудничество осуществлялось еще в
советский период, прежде всего в Алжире и Эфиопии.
Алексей Антошин,
профессор кафедры востоковедения Уральского федерального университета, доктор исторических наук, доцент
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/16737