Истребитель
Су-35 был загадкой на протяжении многих лет, под этим индексом
публиковались фотографии разных модификаций Су-27, пишет
defenseindustrydaily.com 27 марта.
Сегодня
этот самолет заказан ВВС России, Су-35 также позиционируется как
истребитель, который в ближайшее десятилетие заменит большинство Су-30МК
на экспортном рынке. Будет ли он иметь успех?
В
2005-2007 годах этот истребитель представлялся как две разные
модификации Су-27. Первый это версия доработанного в середине жизненного
цикла строевой Су-35, второй – гораздо более улучшенный вариант с
передним горизонтальным оперением (применялся также индекс Су-37). Итак,
что можно понимать под Су-35?
Что за «Сухой»?
В
настоящее время Су-35 окончательно предстал как что-то вроде
компромисса между доработанным строевым самолетом и полным видением
модернизации истребителя. В некоторых источниках он имеет обозначение
Су-35БМ (Т-10БМ, в то время как первоначальный серийный прототип Су-27
имеет обозначение Т-10С). Из доступной информации известно, что Су-35
оснащен бортовой РЛС с пассивной ФАР «Ирбис-Э» (дальнейшее развитие
«Барс-М»), нет переднего горизонтально оперения (ПГО), в хвостовой балке
размещена РЛС самообороны заднего обзора, силовая установка состоит из
двух ТРДДФ АЛ-37ФУ/117С с управляемым вектором тяги (УВТ) и тягой на
форсаже от 142 до 147 кН с большей пропускной способностью
воздузаборников, крыло имеет развитую механизацию в виде флаперона,
занимающего всю заднюю кромку, оснащен системой РЭБ Л175М «Хибины» и
новой и легкой цифровой электродистанционной системой управления (ЭДСУ) с
четырьмя каналами, кабина имеет полностью «стеклянный интерфейс» с
двумя ЖК-экранами большой площади, пилот имеет нашлемную систему
целеуказания.
Разработчик
самолета КБ «Сухой» сообщает, что в связи с увеличенной
взлетно-посадочной массой машина имеет двухколесную переднюю стойку.
Скорость у земли 1400 км/ч (1,4М), на большой высоте 2400 км/ч
(2,26М), крейсерская скорость с вооружением и без включения форсажа
является дозвуковой (достижение скорости М1+ на таком режиме, вероятно,
потребует усовершенствованных двигателей с большей тягой). Управление
вектором тяги повышает маневренность самолета.
РЛС
«Ирбис-Э» оснащен 2-ступенчатым электрогидравлическим приводом, который
обеспечивает максимальное отклонение электронного луча на 120 град.
Разработчик радара НИИП им. Тихомирова сообщает, что РЛС способна
обнаруживать и отслеживать до 30 воздушных целей с обеспечением
одновременной стрельбы по 8 из них, в режиме работы по наземным целям
станция способна одновременно обнаруживать и отслеживать четыре цели и
обеспечивает стрельбу по двум из них. Максимальная дальность обнаружения
воздушных целей рекламируется как 400 км (240 миль),
но показатель ЭПР (эффективная площадь рассеяния) целей не сообщается.
Обнаружить Boeing-747 на такой дальности значительно проще, чем легкого
истребителя JAS-39 Gripen. Самолет также оснащен ИК-системой с
дальностью обнаружения воздушных целей более 80 км.
Семейство
Су-27 никогда не отличалось малой ЭПР, так как его конструкция
значительно сужает перспективы модернизации в данной области. Тем не
менее, «Сухой» сообщает о «значительном сокращении заметности самолета» в
Х-диапазоне (традиционном режиме работы современных радаров в диапазоне
углов +- 60 град). Работы в этом направлении, исходя из результатов
летных испытаний, были проведены с использованием радиопоглощающих
покрытий и удалением/изменением местоположения внешних датчиков, которые
увеличивают радиолокационную заметность. Срок службы нового самолета
составляет 6000 часов (30 лет), ресурс двигателя 4000 часов. Время
покажет, насколько правдивы эти заявленные характеристики.
Экспортные перспективы
Семейство
Су-27 появилось после американских истребителей четвертого поколения
F-14, F-15, F-16 и F-18, что позволило советским конструкторам учесть их
характеристики. В результате был создан истребитель, который имеет
большой простор для модернизации. Су-27/30 по экспортной популярности
быстро превзошел истребитель МиГ-29, который в советское время был
основным экспортным продуктом.
Су-27
стал основным глобальным конкурентом западных истребителей и был продан
в странах, имеющих слабый доступ к современным западным технологиям.
Большое количество Су-27/30 оказалось на территории бывших советских
республик, но именно Индия и Китай стали реальными внешними клиентами.
Теперь Су-35 должен конкурировать на двух экспортных фронтах – с
современными западными истребителями поколения 4+ и в перспективе
бороться с китайскими предложениями – скопированными J-11 (Россия
правильно обвиняет Китай в краже интеллектуальной собственности),
меньшими по размерам и дешевыми J-10 поколения 4+ или даже легкими китайско/пакистанскими JF-17.
Китай
имеет большое количество Су-30МКК, но их количество все равно меньше,
чем было заключено по контракту на их производство. Продвигается
программа J-11B с китайской электроникой, радаром и силовой установкой.
Россия весьма расстроена таким незаконным использованием своего
самолета, как сообщается, именно это препятствует продаже палубных
истребителей Су-33 Китаю. В программе J-11 Китай столкнулся с некоторыми
проблемами, в частности, неспособностью обеспечить ресурс двигателя по
сравнению с оригинальным российским АЛ-31Ф. Этот факт подвигнул
некоторых российских чиновников к мысли возобновить экспорт
истребителей, но фактор J-11 остается барьером для дальнейших поставок. СМИ
сообщали, что достигнуто предварительное соглашение по поставке Китаю
24 истребителей Су-35, но эти сообщения спорны. Появление Китая в
реестре будущих заказчиков Су-35 сомнительно, так как Пекин является
экспортным конкурентом России, и поставки этих истребителей создадут
трудности для продвижения Су-35 на рынках других стран.
Экспортные
перспективы Су-35 представляются не такими широкими, как в случае с
Су-27/30. Страны Восточной Европы больше не покупают российские
истребители, потенциал поставок Су-35 в развивающихся странах также
ограничен, так как этот рынок ориентирован в самых разных направлениях.
Индия
продолжает программу закупок и лицензионного производства Су-30МКИ со
своей электроникой. Малайзия заказала менее «навороченные» Су-30МКМ с
российским и французским бортовым оборудованием. Обе эти версии весьма
современные и по своим характеристикам сравнимы с Су-35. Индия вряд ли
закажет Су-35, так как продолжает лицензионное производство Су-30МКИ и
намерена это делать в течение нескольких лет. Этот фактор значительно
сужает экспортный потенциал Су-35.
Алжир
и Венесуэла приобретают менее развитые версии Су-30МК2 и Су-30МКА, а
это значит, что свои военные расходы эти страны направят на другие
программы. Южная Корея продолжает закупки американских F-15K, в новом
тендере не нашлось места для Су-35. Саудовская Аравия, склонная к
закупкам российских вооружений, заказала европейские Eurofighter для
своих ВВС. Бразилия, которая могла бы стать большим экспортным рынком
для Су-35, не включила его в заключительный тур своего тендера FX-2.
В
настоящее время страны Ближнего Востока имеют ограниченный рынок для
закупки российских истребителей, потенциальными клиентами считаются
Ливия, Сирия и, возможно, Иран. Большинство стран региона уже заняты
другими поставщиками. В африканских странах нарастает конкуренция со
стороны Китая.
Новые
рынки Южной Азии как Индонезия и Вьетнам «более обещающие» для Су-35,
так как эти страны менее склонны покупать китайские или западные
истребители, но в настоящее время они заняты оплатой закупок предыдущих
версий Су-27/30 и будущие заказы, вероятно, будут ограниченными.
В
целом, цифры показывают, что экспортные возможности Су-35 «гораздо
менее благоприятны», чем это было для его «ранних родственников»,
резюмирует defenseindustrydaily.com.
http://www.defenseindustrydaily.com/russias-su-35-mystery-fighter-no-more-04969/?utm_medium=textlink&utm_term=continuereading
|