В
начале февраля отечественные экспортеры и промышленность достигли
неожиданного успеха на бразильском рынке. Глава объединенного комитета
начальников штабов вооруженных сил Бразилии генерал Жозе Карлуш де Нарди
заявил о заинтересованности его страны в закупках трех батарей зенитных
ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» и двух батарей переносных
зенитно-ракетных комплексов «Игла».
Важнейшей особенностью
предполагаемой сделки станет не просто поставка зенитных систем, но и
строительство на территории Бразилии завода по их производству с
неизбежной передачей технологии.
В настоящее время страны
находятся в самом начале реализации этого сложного проекта. Помимо
военных и промышленников его должны поддержать и политики. Но уже
очевидно: сотрудники Рособоронэкспорта добились выдающегося успеха. До
настоящего времени Россия оставалась аутсайдером на этом рынке, где, как
считается, доминируют французы. Русские имели здесь лишь эпизодические и
не слишком крупные продажи. Небольшая партия ПЗРК «Игла» была
поставлена в 1994 году. До сих пор этот контракт остается
непревзойденным по скорости ведения и реализации переговорного процесса.
Кроме того, в 2008 году Бразилия закупила предположительно 250 зенитных
ракет для ПЗРК «Игла-С» и 12 боевых вертолетов Ми-35М.
Принимала
РФ участие и в эпическом сериале по выбору бразильскими ВВС
перспективного истребителя. Латиноамериканцам удалось превзойти даже
индийцев – признанных рекордсменов по длительности тендеров. Всего на
начальном этапе планируется закупить 36 истребителей, в дальнейшем заказ
может быть увеличен до 120 машин. Первый этап мелодрамы под названием
F-X продолжался пять сезонов – с 2001 по 2005 год и закончился
технической победой российского истребителя Су-35УБ. Большой запас
топлива и радиус действия делают эту машину самой подходящей для страны с
такой огромной площадью и территориальными водами.
|
Фото: Леонид Якутин |
Однако
помимо соображений военных в Бразилии на процесс принятия решений
влияет мощное промышленное лобби. Сильнейший индустриальный игрок
Embraer явно выступал тогда против «Сухого», запустившего конкурирующий с
бразильцами проект регионального самолета. Кроме того, в капитале
Embraer присутствовали в то время ведущие французские авиастроительные
компании – Dassault, Thales и SNECMA, естественно, также игравшие против
русских. Российский индустриальный партнер Avibras явно уступал по
своим лоббистским возможностям гранду бразильской национальной
авиапромышленности – Embraer. В конечном счете конкурс был просто
прекращен без формального объявления победителя. В качестве
промежуточного решения ВВС Бразилии закупили 12 бывших в эксплуатации
истребителей Mirage 2000 из наличного состава военно-воздушных сил
Франции.
В 2007 году начата процедура нового тендера FX-2.
Очевидным фаворитом считался французский истребитель Rafale. Сильные
позиции Rafale выглядели тем более естественно, что в 2008–2009 годах
произошел резкий всплеск французских продаж в Бразилию в сегменте
военно-морских вооружений. Стоимость заключенных контрактов на поставку
четырех подводных лодок Scorpene и надводных кораблей составила 1,4
миллиарда евро в 2008-м и 3,9 миллиарда евро в 2009-м, причем оба раза
Бразилия стала крупнейшим клиентом Франции. Сделки 2008–2009 годов
дополнили более раннюю закупку списанного французского авианосца Fosh,
который был получен ВМС Бразилии еще в 2000-м. Это бесценное
приобретение потянуло за собой контракты и на другие ультрасовременные
системы, такие, например, как 23 кувейтских палубных штурмовика A-4KU
или анекдотичная закупка восьми реликтовых американских поршневых
палубных самолетов C-1A Trader.
Похоже, основным сторонником
покупки Rafale выступал тогдашний президент Бразилии Луис Инасиу Лула де
Сильва. ВВС страны отдавали, как считается, предпочтение шведскому
Gripen. В результате в период президентства Лулы решение не было
принято. Новый глава государства Дилма Руссеф уже не является столь
горячим сторонником Rafale. Есть основания полагать, что и
военно-воздушные силы осознали бессмысленность закупки в качестве
перспективного истребителя комплекса на базе платформы четвертого
поколения и склоняются в пользу выбора машины пятого поколения. Такой
выбор отвечал бы интересам и бразильской авиационной промышленности,
которая в результате получит доступ к самым современным технологиям.
Эволюция
настроений бразильской военной и политической элиты в отношении закупок
истребителей в совокупности с успехом в сегменте средств ПВО открывает
для России уникальный шанс на победу в истребительном тендере. История
этого конкурса показывает, что для бразильцев приоритетом являются
отнюдь не военные соображения, а технологическая мотивация. В стране,
которая фактически не сталкивается с угрозами своей безопасности,
закупка перспективных истребителей – прежде всего инструмент развития
национальной авиационной промышленности. И лишь во вторую очередь –
наращивание воздушной мощи страны. При таком подходе Россия –
безальтернативный претендент на победу. Единственная в мире страна,
обладающая и наличием технологий авиационных платформ пятого поколения, и
готовностью передавать эти технологии.
Идеальным промежуточным
решением до готовности истребителя пятого поколения представляется
Як-130, документация на который также может быть передана бразильцам в
качестве офсета. Освоение производства этой машины не должно вызывать ни
малейших проблем у бразильских промышленников.
Развитие
сотрудничества в области средств ПВО можно рассматривать как механизм
создания традиции российско-бразильского партнерства и просто
наращивания человеческих связей. В военно-техническом сотрудничестве
последние играют далеко не малую, если не основную роль. В этом смысле
бразильский триумф российских производителей зенитных средств открывает
поле деятельности и для отечественных авиаторов.
История с
продвижением в Бразилию «Панцирей» и «Игл» показывает: бесперспективных
рынков не бывает. Упорная, последовательная работа и гибкий подход рано
или поздно принесут результат. Так было в Венесуэле, где когда-то не
имели понятия о русском оружии, а сегодня закупили его на 11 миллиардов
долларов. Так, хочется надеяться, будет и в Бразилии.