Программа
легкого боевого самолета (ЛБС) LCA отстает от первоначальных планов на
15 лет. Тем не менее, по словам министра обороны Индии Араккапарамбила
Энтони, она завершится в конце 2013 – начале 2014 года.
Создание
собственного ЛБС ведется в Индии, несмотря на пока еще весьма
сомнительный опыт в развитии собственных систем вооружений. «Наш опыт
показывает, что зарубежные компании неохотно расстаются с критическими
технологиями, – отметил министр обороны. – Имеются задержки с поставкой
необходимых запасных частей. Существует непомерный рост цен.
Обслуживание техники также показывает, что мы не можем быть постоянно
зависимыми от иностранного оборудования и платформ, на которых оно
устанавливается».
Представители
индийской корпорации «ХАЛ», которая изготавливает ЛБС, сообщили, что
могут выпускать четыре самолета в год, однако через 12 месяцев после
достижения начальной боеготовности темп выпуска самолетов может
увеличиться до восьми единиц. «ХАЛ также планирует увеличить темп
выпуска ЛБС до 16 единиц в течение трех лет после достижения начальной
боеготовности, основываясь на тех твердых заказах, которые будут
получены на его производство», – отметил представитель корпорации.
ВВС
Индии уже законтрактовали 40 самолетов «Теджас» в варианте Mk 1, в то
время как запрос на вариант Mk 2 составляет 83 единицы. Однако ВВС
намерены приобрести 124 ЛБС в варианте Mk 2, первый из которых ожидают
получить в 2017–2018 годах.
«Теджас» Mk 1 достиг начальной
оперативной готовности в начале 2011 года перед проведением салона «Аэро
Индия» в Бангалоре. Но постоянные проблемы, которые сопровождают эту
программу, задержали достижение самолетом полной боевой готовности. В
2013-м Индия завершила оформление сделки на поставку 99 двигателей F414
производства «Дженерал электрик», которыми будет оснащаться существенно
модернизированный вариант «Теджас» Mk 2. На Mk 1 используется менее
мощный F404. Организация оборонных исследований Индии DRDO отказалась от
планов оснащения самолетов «Теджас» двигателем GTX-35VS «Кавери»
собственной разработки. «Двигатель «Кавери» не станут устанавливать на
самолеты LCA, передаваемые видам вооруженных сил Индии», – заявил г-н
Субраманим, руководитель управления авиационных разработок ADA
(Aeronautical Development Agency), которое отвечает за проектирование
ЛБС «Теджас». В то же время намечено провести летные испытания и
сертификацию этого двигателя, добавил он. Согласно планам 140 самолетов
LCA модификаций Mk 1 и Mk 2, которые, вероятно, примут на вооружение ВВС
Индии в течение следующего десятилетия, будут оснащены американскими
двигателями «Дженерал электрик» F404-GE-IN20 и F414-GE-INS5
соответственно.
По заявлениям официальных лиц DRDO, двигатель
«Кавери» развернут на разрабатываемых специалистами ADA ударных
беспилотных летательных аппаратах (БЛА) USAV. Эти БЛА, которые станут
применять в качестве беспилотных бомбардировщиков, не только легче
самолетов LCA, но и выполняют менее резкие маневры, чем «Теджас». В
результате БЛА USAV не будет требовать повышенной тяги силовой установки
по сравнению с боевым самолетом. Организация DRDO также рассматривает
сотрудничество с зарубежными производителями авиационных двигателей,
чтобы довести двигатель «Кавери» до уровня тяги перспективного среднего
боевого самолета пятого поколения AMCA (Advanced Medium Combat
Aircraft), который планируется спроектировать и построить в Индии в
течение двух-трех десятилетий. Как отмечают эксперты, хотя «Кавери»
разрабатывается Бангалорским центром по исследованию газотурбинных
двигателей GTRE с 1989 года по программе стоимостью 18,92 миллиарда
индийских рупий (344 миллиона долларов), этот двигатель еще далек от
готовности. После нескольких лет переговоров с французской компанией
«Снекма» по созданию с GTRE совместного предприятия этот план был закрыт
в середине 2009-го. В то же время DRDO и Министерство обороны
продолжают настаивать на том, что «Кавери» будет в определенных случаях
заменять двигатели «Дженерал электрик» на ЛБС «Теджас». Однако эти
заявления не были подтверждены низкими характеристиками опытного образца
двигателя «Кавери» во время летных испытаний в 2010–2011 годах на борту
летающей лаборатории Ил-76 в Летно-исследовательском институте имени
Громова в подмосковном Жуковском. В ходе этих испытаний «Кавери»
развивал тягу на нефорсированном режиме для обеспечения крейсерского
полета в пределах 49,2 кН и тягу на форсированном режиме, которая
необходима на режиме взлета и боевого маневрирования, только в пределах
70,4 кН. Эти характеристики, к сожалению, не соответствуют установленным
техническим заданиям на разработку «Кавери», которые составляют 51 кН и
81 кН соответственно.
Не добившись существенного прогресса в
создании «Кавери», Индия оформила сделку по поставке для ЛБС «Теджас» 99
двигателей F414 производства «Дженерал электрик». По информации
индийских СМИ, стоимость подписанного соглашения с «Дженерал электрик» –
30 миллиардов рупий (560 миллионов долларов). Этими двигателями будут
оснащаться только самолеты «Теджас» Mk 2 ВВС Индии, хотя некоторые
силовые установки могут также использоваться на морском варианте,
разрабатываемом для ВМС.
Морской «Теджас» планируется передать
флоту в 2015 году. Этот самолет спроектирован управлением авиационных
разработок ADA и государственной корпорацией «ХАЛ», предназначен для
базирования на авианосце проекта 71, имеющем трамплин для взлета и
аэрофинишеры для посадки этого самолета. Машина имеет определенные
отличия в конструкции и посадочном шасси по сравнению с вариантом
самолета для ВВС, поскольку будет испытывать большие нагрузки при
посадке. ВМС Индии уже заказали шесть «оморяченных» ЛБС, каждый из
которых стоит 30 миллионов долларов. Создание авианосца индийской
разработки проекта 71 также задерживается. Если ранее его планировалось
принять на вооружение в 2015-м, то теперь этот срок перенесен на 2018
год.
Николай Новичков,
главный редактор Агентства АРМС-ТАСС
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/17074