Редакция продолжает знакомить русскоязычного читателя с зарубежными
материалами, посвященных проблемам развития ВМС США в условиях
экономического кризиса и бюджетных ограничений. Решения, которые будут
приняты в ближайшие месяцы в Вашингтоне, могут иметь последствия
многолетней продолжительности и глобального значения. США, безусловно,
продолжают оставаться сильнейшей морской державой планеты и сохранят
этот статус надолго, но хватит ли этой мощи для решения стоящих сегодня
перед Америкой задач в сложившихся условиях?
(c) US Navy
Перевод статьи Truman deployment cancelled in light of budget woes. Автор: Дайана Кэн.
В начале февраля 2013 года Пентагон отменил поход базирующегося в
Норфолке авианосца «Гарри Трумэн», всего за два дня до запланированной
даты выхода в море. Это является ясным свидетельством того, что грядущие
бюджетные сокращения заставляют Вооружённые силы менять устоявшиеся
стандарты. Авианосец «Гарри Трумэн» закончил боевую подготовку и все
требуемые проверки и готовился выйти на боевую службу 8 февраля. Но, как
заявил представитель Пентагона, руководство ВМС, столкнувшееся с
необходимостью сократить расходы в течение одного года более чем на $8
млрд из-за бюджетного кризиса, попросило Министра обороны Леона Панетту
отменить требование обеспечения постоянного присутствия двух авианосцев в
Персидском заливе. Панетта уступил требованию флота, и около пяти тысяч
военнослужащих ВМС, которые составляют экипаж «Гарри Трумэна», узнали,
что выход авианосца на боевую службу отменён.
«Экипаж готов, все много работали, все очень мотивированы и
сосредоточены на боевой задаче», — заявил контр-адмирал Кевин Суини,
командующий Десятой авианосной ударной группой (АУГ). «Так что, прямо
говоря, принятое решение вызвало большое разочарование. Экипаж готов
отправиться в море. Вместе с тем, никто не любит покидать дом. Никто не
любит покидать свои семьи. Но, хочу повторить, они готовы выйти на
боевую службу, когда это потребуется».
Планировалось, что «Гарри Трумэн» отправится на боевую службу вместе с
крейсером УРО «Геттисберг», приписанным к военно-морской базе Мейпорт во
Флориде, и немецким фрегатом «Гамбург», который прибыл в Норфолк в
прошлом месяце для того, чтобы присоединиться к АУГ.
США стремились поддерживать присутствие двух авианосцев в Персидском заливе после обострения отношений с Ираном в 2010 г[1] .
Напомним, что Иран неоднократно угрожал блокадой Ормузского пролива,
через которых проходит около 20% мирового транзита нефти, как ответной
мерой на новые санкции.
Официальный представитель Пентагона Джордж Литтл заявил, что это решение
стало прямым следствием неизбежных сокращений всех статей военного
бюджета, которые были спровоцированы неспособностью законодателей
сдержать рост государственного долга. Литтл отметил, что это решение не
повлияет на способность США «обеспечивать эффективное военное
присутствие» в Персидском заливе. Он также заявил, что «Гарри Трумэн»
будет оставаться в боевой готовности и сможет оперативно выйти на боевую
службу в случае необходимости. "Это разумное решение позволяет ВМС
отправить корабли на боевую службу в короткие сроки для обеспечения
национальной безопасности», – подчеркнул Литтл.
Представители Пентагона в течение нескольких недель предупреждают о
том, что сокращения военных расходов окажут существенное влияние на
Вооружённые силы США. Но решение Панетты высоко символично и является
реальным свидетельством того, к каким реальным последствиям для
американского флота и кораблестроения приведёт продолжение кризиса.
Боевая служба авианосцев в последнее время продолжается около восьми
месяцев [2] . Моряки заблаговременно оставляют свои машины на хранение, сдают свои квартиры и иногда перевозят свои семьи поближе к родным.
Суини сказал, что ВМС работают с рядом местных общественных
организаций для того, чтобы помочь военнослужащим вернуться к
нормальному ритму жизни, от которого они уже отказались, приготовившись к
длительной боевой службе.
Двадцатилетняя Карли Грайс из городка Кентвуд, штат Луизиана, матрос
авиакрыла, заявила, что она была взволнована предстоящей боевой
службой, которая должна была стать первой в её военной карьере, и была
расстроена её отменой. «Я на самом деле весьма разочарована», – заявила
Грайс, которая вступила в ряды ВМС в августе прошлого года и надеется
сделать карьеру на флоте. Теперь она сомневается, реально ли это,
учитывая бюджетный кризис. «Я не знаю, что будет дальше», – сказала она,
– «Я полагаю, что нам нужно подождать дальнейшего развития событий».
Быстрое принятие решений – не новость для экипажа «Гарри Трумэна» и
его авиакрыла. До конца прошлого года планировалось, что авианосец
отправится на боевую службу в середине 2013 г., но технические проблемы с
другим авианосцем [3]
заставили ВМС перенести сроки на февраль. Это означало, что у корабля и
авиационных эскадрилий оставалось меньше времени на подготовку. В связи
с этим большую часть предыдущих трёх недель авианосец провёл в море на
учениях. В воскресение авианосец вернулся, и экипаж использовал
оставшуюся неделю для прощания с близкими и завершения своих личных дел.
Суини сказал, что авианосец «Дуайт Эйзенхауэр», который вернулся в
США в декабре прошлого года для ремонта лётной палубы, отправится на
боевую службу, как и планировалось, через несколько недель. Он заменит в
Персидском заливе авианосец «Джон Стеннис», приписанный к
Тихоокеанскому флоту.
Сенатор-демократ Марк Уорнер заявил, что, из-за тупиковой ситуации, в
которой оказались Белый дом и Конгресс, нужно быть готовыми к ещё
большим сокращениям. Секвестр начнётся первого марта. «К сожалению, это
лишь первый вынужденный шаг, на который нам придётся пойти», – заявил
сенатор. «Я не уверен насколько долго мы можем позволять себе находиться
в состоянии перманентного кризиса».
Конгрессмен-республиканец Скотт Риггель, который представляет второй
избирательный округ штата Виргиния, где располагаются военно-морская
база Норфолк и авиабаза флота Океана, заявил, что серьезность ситуации
«сложно переоценить. Эти сокращения могут разорить наш регион, и, как мы
могли видеть из сегодняшнего заявления, их воздействие на наше общество
и внешнее военное присутствие уже началось».
Сенатор-демократ Тим Кэйн заявил, что законодатели должны найти выход
из сложившейся патовой ситуации. «Мы должны ускорить работу по решению
этой проблемы», – заявил он. «Когда ключевым вопросом повестки дня в
сфере национальной безопасности становится неспособность Конгресса
обеспечить военный бюджет, становится понятно, что проблема носит
внутренний характер. Самый главный вызов национальной безопасности
сегодня – внутренний».
Комментарий редакции:
Внезапное решение об отмене похода авианосца «Гарри Трумэн», который был
полностью к ней готов, вызвало серьёзное недоумение у многих
представителей ВМС и экспертного сообщества. Недовольные этим решением
указывают на парадоксальность сложившейся ситуации. Вернувшийся в конце
прошлого года после полугодового похода авианосец «Дуайт Эйзенхауэр»
вскоре вновь вернётся в зону ответственности Пятого флота для того чтобы
заменить авианосец «Джон Стеннис». В это время полностью боеготовый
«Гарри Трумэн», который был на боевой службе в крайний раз в 2010 г., а
после этого прошёл капитальный ремонт и перезагрузку реакторов,
останется на базе.
Вместе с тем, решение ВМС выглядит достаточно логичным на фоне мер,
которые они принимают в рамках сокращения военных расходов. Было
объявлено, что в ближайшем будущем в небоеготовое состояние будут
временно переведены авианосцы «Джон Стеннис», «Дуайт Эйзенхауэр»,
«Рональд Рейган» и «Теодор Рузвельт», а также четыре авиакрыла палубной
авиации [4] .
Для восстановления их боеготовности потребуется от девяти месяцев до
года. Учитывая, что из состава флота в конце прошлого года был выведен
авианосец «Энтерпрайз», а авианосец «Авраам Линкольн» нуждается в
капитальном ремонте и перезагрузке реакторов, которая была отложена [5] ,
в составе ВМС США остаётся лишь пять боеготовых авианосцев. Как
отмечается в плане мер по сокращению расходов ВМС, в 2013 ф.г. флот
будет иметь возможность экстренно мобилизовать лишь одну АУГ в
дополнение к тем, что находятся на боевой службе на ротационной основе. В
этих условиях полностью боеготовый «Гари Трумэн» становится важнейшим
резервом командования ВМС.
В соответствии с разработанным в начале 2000-х гг. Планом
военно-морского реагирования, ВМС США имеют весьма высокие стандарты
мобилизации авианосного флота. Даже после того, как численность
авианосцев в составе флота была сокращена до 11 в 2007 г. и до 10 [6]
в 2012, ВМС США ориентировались на концепцию «3-3-1», которая
подразумевает поддержание трёх авианосцев на боевой службе, возможность
мобилизации дополнительно трёх авианосцев в течение 30 дней и ещё одного
в течение 90 дней. В условиях продлеваемой резолюции и секвестра
военных расходов, возможность американского флота мобилизовать
значительное число авианосцев вызывает серьёзные сомнения. А это может
напрямую сказаться на способности США проводить крупные военные
операции, подобные операциям в Афганистане и Ираке.
1. Две АУГ в регионе находились на боевой службе и ранее: см. 5th Fleet Focus: Order of Battle, хотя из-за нехватки авианосцев данный стандарт поддерживался лишь 70% времени: см. Roughead: 2 carriers required in 5th Fleet — Прим.ред. ↑
2. Нормальной продолжительностью боевой службы ВМС считают шесть месяцев – Прим. ред. ↑
3. Имеется в виду авианосец «Нимиц», который должен был в
январе 2013 г. заменить авианосец «Дуайт Эйзенхауэр» в Персидском
заливе: см. Problem on Nimitz will leave US Navy short-handed in Gulf – Прим. ред. ↑
4. Fiscal Year 2013 Draft Plan for Continuing Resolution and Sequestration (.pdf) ↑
5. Об этом в следующем выпуске. ↑
6. Численность авианосцев вновь должна достигнуть 11,
когда в состав флота будет введён головной авианосец нового поколения
«Джеральд Форд». – Прим. ред. ↑
Источник: http://thewaran.net/blog/73/ |