Чтобы исключить внезапное нападение субмарин потенциального противника на портовые сооружения, береговые промышленные объекты, трубопроводы и линии связи, НАТО проводит ежегодно специальные тренировочные операции в Средиземном море. В этом году учения под названием Proud Manta-2012 проходили 14-26 февраля у берегов Сицилии.
В учениях приняли участие военно-морские силы 11 стран альянса — Великобритании, Германии, Греции, Италии, Испании, Канады, Нидерландов, Норвегии, Турции, США и Франции.
Главная цель учений — отработка действий по обнаружению и подавлению подводных лодок противника, поэтому все 5 задействованных в маневрах субмарин — французская, итальянская, испанская, греческая и турецкая — попеременно играли роль то кошки, то мышки в этой игре. Помимо подводных лодок в учениях принимали участие 12 эсминцев, фрегатов и вспомогательных кораблей, 15 самолетов и вертолетов.
Одну из самых важных задач решали не моряки и летчики, а инженеры и техники, поскольку в ходе маневров испытывались новые системы гидролокации. Специалисты вместе со своим измерительным оборудованием расположились на борту 93-метрового фрегата Alliance, который осуществляет научно-техническое сопровождение учений.
Кевин Липейдж из натовского Центра подводных исследований в итальянском городке Специя на побережье Лигурийского моря, эксперт в области гидролокации, пояснил: "Основное наше внимание сосредоточено на обнаружении подводных лодок на мелководье в прибрежных регионах. Мы используем мобильные сенсорные буи и автономные подводные корабли с гидроакустическими антеннами на буксире. Наша цель — создание высокоэффективной системы подводного наблюдения и оповещения".
Вблизи побережья решение этой и без того непростой задачи связано с целым рядом дополнительных сложностей. Морское дно здесь усеяно рифами, вода, вспененная прибоем, содержит много воздушных пузырьков, а шумовой фон чрезвычайно высок из-за обилия промышленных предприятий и интенсивного гражданского судоходства — как пассажирского, так и грузового.
По принципу действия активный гидролокатор мало чем отличается от авиационного радара, но если вокруг самолета, как правило, пустое небо, то подводный мир полон самых разных помех, сказал Кевин Липейдж: "Это как если бы мы пытались разглядеть медведя в густом лесу. Там имеется уйма вещей, загораживающих взгляд".
Именно это и вынуждает натовских инженеров делать ставку на так называемый мультистатический гидролокатор, то есть на систему, состоящую из нескольких активных излучателей и пассивных приемников, разнесенных в пространстве на весьма значительные расстояния друг от друга.
Главным компонентом системы, испытываемой в ходе нынешних учений, являются две автономные беспилотные минисубмарины, каждая длиной 4,5 метра, буксирующие на тросах длиной 27 метров гидрофоны, то есть подводные микрофоны. Они и регистрируют звук, отраженный подводными объектами.
А источником звукового сигнала служит специальный подводный буй, опускаемый в любой точке акватории. Еще один буй поддерживает связь с патрулирующими акваторию минисубмаринами и передает принимаемые ими сигналы на борт фрегата Alliance, где вся эта информация обрабатывается и анализируется.
"Чем больше у вас в системе разных сенсоров и датчиков, тем труднее вам свести все эти данные в единую картинку, — говорит Кевин Липейдж. — Справиться с этой задачей можно лишь при условии оптимального расположения мобильных приемников-гидрофонов. А для этого автономные минисубмарины должны поддерживать непрерывный контакт друг с другом и самостоятельно менять курс".
То, что такая мультистатическая система в принципе работоспособна, показали испытания упрощенного прототипа прошлым летом. Насколько успешно такой гидролокатор функционирует зимой, в условиях сильного волнения на море, выяснится по итогам нынешних учений. И обе минисубмарины запрограммированы на автоматическое слежение за всеми подозрительными объектами.