Пентагон признал, что истребитель-бомбардировщик пятого
поколения f-35 не готов не только к боевым, но даже к учебным вылетам,
из-за множества технических дефектов и неудачных конструкторских
решений.
Отдел эксплуатационных испытаний и оценки Министерства обороны США
представил доклад, который был опубликован 6 марта, хотя доведен до
сведения Конгресса США еще в феврале. По результатам исследований и
проверок истребитель f-35 не может нормально эксплуатироваться. Выявлены
серьезные проблемы с обзором из кабины, обнаружены постоянные отказы
техники при температуре ниже 15 градусов Цельсия и множество других
недостатков, сообщает радио "Голос России". Согласно
информации, изложенной в докладе, у f-35 самый плохой обзор из кабины
пилота среди всех самолетов, стоящих на вооружении ВВС США. Создатели
истребителя заявляли, что инновационный дисплейный шлем позволит пилоту
f-35 "видеть через кабину". Но реальные полеты ясно продемонстрировали,
что без обычного обзора из фонаря обойтись невозможно, а он у нового
истребителя слишком мал. Один из пилотов, участвующих в
испытаниях, заявил, что в случае ближнего боя с использованием пушек
f-35 "всегда будут сбивать". Разные пилоты высказывали мнение, что
недостаточный обзор не позволяет использовать f-35 для полноценного
обучения летчиков. Доклад выявил ряд критических недостатков, в
том числе потенциальные отказы системы катапультирования на самолетах
первых серий, отсутствие защиты от попадания молнии и проблемы с
интерфейсом системы управления, которая, как отмечается в докладе, "не
дает уверенности, что пилот сможет безопасно выполнять важнейшие
операции". По мнению составителей доклада, самолет можно
использовать для обучения летчиков-курсантов взлету, посадке и полету в
составе звена с другими f-35 и f-16 днем в ясную погоду, но для боевых
упражнений он непригоден. При этом отмечается, что самолетом стажер
сможет безопасно управлять только на дозвукововом режиме (согласно
расчетным характеристикам, он должен развивать скорость в 1,6 маха, 1900
км/ч). Отмечается, что проблемы с компьютеризированным шлемом
были главной причиной большинства случаев прерванных взлетов f-35.
Экспертами были выявлены и другие проблемы с надежностью и
ремонтопригодностью самолета. Например выяснилось, что самолет нужно
держать в отапливаемом ангаре, поскольку при температуре ниже -15
градусов Цельсия компьютерные системы f-35 неоднократно отказывались
запускаться из-за того, что блок управления питанием не был рассчитан на
холода. "Недоработанность самолета, необходимость постоянно
выбирать обходные пути для выполнения летных процедур и крайне
ограниченные возможности внутренних систем не позволяют оценить
пригодность f-35 к проведению тренировок в составе эскадрона
(эскадрильи) и участию в боях", – делают выводы авторы доклада. Истребитель
f-35 как альтернатива более дорогому проекту истребителя пятого
поколения f-22 разрабатывался корпорацией lockheed martin с 2001 года.
Первый полет этот истребитель совершил в 2006 году. США планируют
принять его на вооружение в 2016 году и закупить не менее 600 единиц.
Американские военные хотят заменить ими устаревающие боевые самолеты
a-10 thunderbolt ii, f-16, av-8b harrier и f/a-18. Военные
обозреватели отмечают, что f-35 – это самая дорогостоящая программа
перевооружения за всю историю США. Стоимость одного самолета - от 197 до
237 миллионов долларов. Однако оказалось, что, несмотря на затраченные
средства, истребитель не отвечает заявленным характеристикам. Также этот
самолет преследовали технические неполадки. Например, в конце февраля 2013 года
в лопастях турбины двигателя одного из самолетов была обнаружена
трещина, из-за чего испытательные полеты f-35 были прерваны на неделю.
|