В правительство внесен проект космической стратегий РФ до 2030 года
Федеральное космическое агентство (Роскосмос) разработало проект "Стратегии развития космической деятельности до 2030 года" и внесло его на рассмотрение в правительство. Как стало известно "Ъ", особое внимание в документе уделено разделению приоритетов по различным направлениям космической деятельности и плану поэтапной модернизации предприятий ракетно-космической промышленности. Кроме того, Россия по-прежнему не готова расстаться с амбициозными идеями покорения не только Марса, но и других планет Солнечной системы. План высадки десанта на Луну (через 60 лет после американцев) в стратегии также присутствует. Предполагается, что координировать исполнение всего этого будет специальный орган при президенте РФ.
Проект "Стратегии..." был внесен в правительство на прошлой неделе. Согласно тексту документа, разработанная стратегия призвана конкретизировать пути реализации закона "О космической деятельности", "Основ политики РФ в области космической деятельности на период до 2020 года", а также "Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года" с учетом долгосрочного прогнозирования перспектив.
Цель разработанной стратегии — обеспечение мирового уровня российской космонавтики и закрепление России к 2030 году в тройке ведущих мировых космических держав. В тексте выделены три направления, которые необходимы для ее достижения. Самыми приоритетными называются работы, связанные с развитием и использованием космической техники, технологий и услуг. За ними следуют работы по созданию пилотируемых, транспортных и напланетных средств для освоения космического пространства, в том числе создание многоразовой ракетно-космической системы. На третьем месте — работы, позволяющие создавать научно-технический задел для осуществления пилотируемого полета на Марс, а также создание орбитальной станции нового поколения.
Cогласно тексту документа, перед Роскосмосом ставится ряд амбициозных задач. До 2015 года ожидается, что будет осуществлено развертывание необходимых составов орбитальных группировок различного назначения. Причем доведение целевых характеристик российских космических аппаратов до мирового уровня будет производиться преимущественно из зарубежных элементов, а космодром Восточный должен быть готов для запуска с его территории автоматических космических аппаратов. Тогда же должны быть завершены работы по модернизации существующих средств выведения.
К 2020 году предполагается, что российская элементная база для создания спутников будет соответствовать мировым стандартам, что позволит минимизировать наличие иностранных комплектующих. К тому времени, согласно стратегии, космодром Восточный уже сможет выводить на орбиту новый ракетный комплекс ("Ангара") и тяжелые пилотируемые корабли нового поколения, которые также должны быть еще разработаны. Не отказывается Роскосмос и от покорения других планет: планируется провести ряд миссий по углубленному исследованию Луны с луноходами (в том числе произвести отбор и доставку на Землю образцов грунта), Венеры и Юпитера. Также в кооперации с иностранными партнерами Роскосмос хочет развернуть на Марсе сеть долгоживущих исследовательских станций. Международная космическая станция, согласно плану, будет сведена с орбиты в 2020 году.
К 2030 году планируется активно продолжить изучение планет Солнечной системы, включая "осуществление демонстративного пилотируемого облета Луны с последующей высадкой космонавтов на ее поверхность и возвращением их на Землю". Кроме того, планируется активизировать работу России по снижению засоренности околоземного космического пространства и астероидно-кометной опасности для Земли. На Восточном планируется начать эксплуатацию сверхтяжелой ракеты нового поколения, что позволит уже после 2030 года выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку не менее 120-180 тонн.
К 2030 году российские космические аппараты должны обеспечить потребности социально-экономической сферы, науки и обороны до 95% (вместо 40% в 2011 году). Количество запусков по фундаментальным космическим исследованиям должно составить до трех в год (в 2006-2011 годах производился один запуск в два года). До 80% должна повыситься загрузка производственных мощностей (против 46,4% в 2011 году). В тексте документа говорится, что роль России на мировом космическом рынке нужно увеличить к тому времени до 10% (против 0,5% в 2011 году).
Отдельно в стратегии выделено развитие ракетно-космической промышленности. К 2015 году должна завершиться реорганизация отраслевого производства путем формирования четырех-пяти конкурирующих вертикально интегрированных структур и приборостроительной корпорации (изготовителя систем и агрегатов). Тогда же процент производственного оборудования сроком эксплуатации менее десяти лет должен составить 25%. К 2020 году будет проведено сокращение чрезмерного количества производственных площадей, в том числе через продажу незадействованных мощностей. Кроме того, планируется развитие системы "трансфера технологий", которая сможет обеспечить экономике отдачу от технологических результатов космической деятельности. В стратегии также предусмотрена организация поддержки малого и среднего бизнеса в сфере производства и потребления космической продукции. К 2025 году Роскосмос планирует увеличить процент оборудования предприятий возрастом менее десяти лет до 50%, а к 2030 году — обеспечить серийное производство ракет сверхтяжелого класса, космических буксиров на основе электроракетных двигателей, а также разработать средства для освоения астероидов.
Финансироваться стратегия будет по смешанному принципу: бюджетные ассигнования и привлечение внебюджетных средств. При этом особо отмечается, что в качестве привлекаемого финансирования учитываются средства, инвестируемые в космическую деятельность негосударственными заказчиками, а также организациями-исполнителями. Это не повлечет дополнительных трат из федерального бюджета.
По сведениям "Ъ", для реализации заложенных в стратегии задач при президенте РФ планируется создать специальный надведомственный орган — Совет по космосу. Его основной функцией должно стать согласование возникающих вопросов в космической деятельности, а также координация космической политики России.
Иван Сафронов-мл. 13.03.2012 Права на данный материал принадлежат Коммерсантъ.