История авиации. Был момент, когда F-14 Tomcat при атаке иракских целей проявили себя лучше, чем F-15E Strike Eagle
22 сентября 2006 года, после 36 лет службы, на авиастанции Океана был снят с вооружения последний основной палубный истребитель F-14 Tomcat авиации ВМС США. Хотя с тех пор прошло шесть лет, есть много неизвестных фактов, которые должны повествовать или просто напоминать о последнем истребителе компании Grumman (ныне Northrop-Grumman).
Такой незамеченный факт произошел в апреле 2003 года в самом разгаре операции Iraqi Freedom («Иракская свобода» ), где принимали участие «Томкэты» эскадрильи VF-154 Black Knights («Черные рыцари») авианосца USS Kitty Hawk (CV-63).
Центральное командование США (CENTCOM) дало распоряжение разместить пять самолетов и пять экипажей F-14A из эскадрильи VF-154 (б/н 158620, 161296, 161288, 161292 и 158624) на авиабазе Аль-Удейд в Катаре. Это был первый случай в истории, когда самолетам ВМС США было поручено вести боевые действия с суши и моря одновременно.
Пять «Томкэтов» из эскадрильи «Черные рыцари» выполняли задачи по передовому воздушному контролю (Forward Air Controller (Airborne) – FAC (A)) и координации ударов по наземным целям и разведке (Strike Coordination and Reconnaissance (SCAR)) истребителей коалиции (например, американских F-16CG и F-16CJ, австралийских F/A-18A и британских Tornado GR-4), развернутых в Аль-Удейде в Катаре.
Экипажи «Томкэтов» из VF-154 также тренировали экипажи F-15E ВВС США выполнению задач FAC(A) и SCAR.
В течение этого «сухопутного» периода один F-14A (б/н 158620, позывной "Nite 104") из VF-154 был потерян из-за отказа одного из двигателей и неполадок в работе топливной системы, заставившие экипаж катапультироваться.
Однако в этот особый период экипажи пяти «Черных рыцарей» провели более 300 часов боевых вылетов и сбросили более 50000 фунтов боеприпасов.
Эти результаты стали возможны даже несмотря на некоторые недостатки «Томкэтов», по сравнению с вышеупомянутыми ударными самолетами. Например, Strike Eagle имеет максимальную боевую нагрузку гораздо большую, чем у «Томкэта», и F-14A для атак наземных целей мог использовать только лазерные управляемые авиабомбы (LGB), и он не был в состоянии применять авиабомбы Joint Direct Attack Munitions (JDAM) из-за отсутствия цифровой шины данных («Томкэты» модели B и D могли использовать JDAM).
Тем не менее, F-14 имели некоторые преимущества: подвесной прицельный контейнер AN/AAQ-25 LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting, Infrared, for Night) «Томкэтов» был более эффективным, чем AN/AAQ-14 ВВС США и первые AN/AAQ-28 Litening II. Дело в том, что AN/AAQ-25 «Томкэта» мог наводить оружие на цели без участия бортовой РЛС, у F-15E такой способности не было. F-14 также имел программируемую тактическую систему отображения информации (Programmable Tactical Information Display System - PTIDS) и монитор размерами 20х20 см, который предоставлял оператору вооружения лучшее отображение информации, чем у оператора вооружения F-15E.
Все эти особенности сделали самолеты F-14 действительно впечатляющими для атак наземных целей, как сказал однажды пилот «Томкэта»: «Со «Страйк Игла» можно попасть бомбой в здание. С «Томкэта» вы попадете бомбой куда вам надо, скажем, в третье окно слева, причем с большой дистанции».