В настоящее время в составе ВС стран Латинской Америки находится более 3800 самолетов (в том числе около 2500 боевых и учебных) преимущественно устаревших конструкций. Наиболее крупными парками военных самолетов обладают шесть государств: Бразилия - до 870, Аргентина - более 500, Мексика - около 350, Перу - свыше 340, Чили - 340 и Куба - 240. К настоящему времени боевые самолеты значительно устарели в физическом и моральном отношении и нуждаются в обновлении (сроки эксплуатации боевых самолетов и вертолетов составляют 25-30, учебных самолетов - 35-40 лет). В частности, срок службы до 300 истребителей превышает 20 лет, в том числе 50 истребителей - более 30 лет, около 700 учебных самолетов также эксплуатируются свыше 20 лет. Такое состояние парка военной авиации Латинской Америки обусловлено тремя главными причинами: введением в конце 1970-х гг. США и другими ведущими странами Запада эмбарго на поставки в регион современных видов ВиВТ, которое было отменено только в 1997 г.; большой внешней задолженностью и финансово-экономическими трудностями; отсутствием объективных причин для возникновения крупномасштабного регионального конфликта и, соответственно, развязывания гонки вооружений. Еще одна проблема ВВС латиноамериканских государств - нехватка запчастей для продления сроков службы или восстановления вышедшей из строя АТ, что негативно влияет на уровень боевой подготовки летного состава. Решение США снять ограничения на экспорт вооружений в страны Латинской Америки, принятое в 1997 г., обострило конкуренцию на рынке АТ в этом регионе. Следует учитывать, что в каждом из трех крупнейших латиноамериканских государств (Бразилия, Аргентина и Чили) создана промышленность, способная производить (по меньшей мере) легкие боевые самолеты. В Бразилии это компания «Эмбраер», в Аргентине - компания FMA, в Чили - компания «Энаер». В общей сложности ВВС стран Латинской Америки имеют в своем составе около 100 сверхзвуковых боевых самолетов, которые были куплены новыми и могут быть заменены также новыми машинами. Основу военной авиации государств региона составляют около 1350 боевых самолетов (истребителей, истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков, бомбардировщиков, разведчиков), до 1100 учебных самолетов и около 1450 вертолетов различного назначения. Основная часть парка сверхзвуковой истребительной авиации стран Латинской Америки представлена самолетами второго поколения, разработанными в конце 1950-х гг. и поставленными в 1960-1970 гг. Это свидетельствует не только о моральной, но и физической их изношенности. Парк штурмовой авиации латиноамериканских стран обновляется в основном за счет национальных авиастроительных компаний при техническом содействии западноевропейских стран. Ежегодные объемы поставок этих самолетов для замены устаревших образцов относительно невелики, но стабильны. Это позволяет говорить о закрытости в ближайшие годы основных рынков (Аргентина, Бразилия, Чили) для машин данного класса. Вместе с тем, в составе ВВС других стран региона находятся около 75 устаревших штурмовиков и дозвуковых истребителей. У России есть неплохие перспективы в области поставок военной АТ в латиноамериканский регион. Хотя потенциал рынка военной авиации в Латинской Америке весьма невысок, к российским самолетам интерес есть. Это касается модернизации боевых самолетов «Су» и «МиГ», состоящих на вооружении ВВС Перу и других стран, а также поставок транспортных самолетов в Перу, Венесуэлу и Аргентину. На латиноамериканском рынке имеется потребность в легких самолетах Ил-103, которые могут использоваться для первоначального обучения курсантов летных училищ. По ряду стран Латинской Америки прорабатывается вопрос о поставках УБС Як-130. В качестве потенциальных покупателей машин Су-35 и Су-30 в Латинской Америке рассматриваются Венесуэла (поставка 24 истребителей Су-30МК2 выполнена, ожидается заключение нового контракта), Аргентина и Перу. В Мексике у компании «Сухой» имеются шансы на продвижение Су-27 для обновления авиапарка ВМС этой страны. Есть возможность продвижения на латиноамериканский рынок модернизированных версий самолета МиГ-29. Первым крупным прорывом России на латиноамериканский рынок военной АТ стал контракт, заключенный в июле 2006 года на поставку ВВС Венесуэлы 24 многофункциональных истребителей Су-24МК2 на сумму около 1,5 млрд дол. Безусловно, с поставкой этих самолетов ситуация в региональном аспекте кардинальным образом изменилась. В частности, это заставило Бразилию возобновить тендер на закупку новых многофункциональных истребителей. Стоимостная оценка пакета заказа на импорт военной авиатехники стран Латинской Америки в 2001-2008 гг. (млн дол в текущих ценах) Типы военной АТ 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2001-2008 Многоцелевые истребители 0,0 665,0 0,0 0,0 238,0 1500,0 600,0 293,5 3296,5 Самолеты ВТА 138,0 15,0 34,0 71,8 247,0 50,0 180,9 464,5 1201,7 УТС/УБС 0,0 6,6 5,0 27,0 235,0 0,0 0,0 831,0 1104,6 Самолеты БПА 111,0 16,0 24,0 0,0 320,0 0,0 120,0 235,7 828,5 Самолеты ДРЛОиУ 210,0 68,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 278,0 Самолеты-заправщики 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 60,0 100,0 160,0 Разведывательные самолеты 0,0 0,0 4,0 3,0 0,0 0,0 5,0 0,0 12,0 Всего: 459,0 770,6 67,0 101,8 1040,0 1550,0 965,9 1924,7 6881,3 *при подсчете учитывается модернизация и ремонт ВиВТ Пакет заказа стран Латинской Америки на закупку военной авиатехники по 7 категориям (учитывается закупка новых и подержанных самолетов, программы модернизации и ремонта) в период 2001-2008 гг. составил 6,881 млрд дол. К серьезной модернизации парка военной АТ страны региона, судя по пакету заказа, приступили в 2005 году (общий портфель заказов составил 1,04 млрд дол). В дальнейшем ежегодный портфель заказов на импорт военной АТ возрастал. Некоторое снижение объема заказа имело место в 2007 г. – 966 млн дол. Максимальный объем заказа на импорт военной АТ был сформирован в 2008 г. – 1,925 млрд дол. По отдельным видам авиатехники по сформированному пакету заказа на импорт лидирует категория многоцелевые истребители – 3,296 млрд дол за период 2001-2008 гг. (47,9% от стоимости пакета заказ стран Латинской Америки на импорт всех категорий АТ). Второе место по стоимостному объему занимают военно-транспортные самолеты – 1,202 млрд дол за период 2001-2008 гг. (17,47%). Третье место занимает категория УТС/УБС – 1,105 млрд дол за период 2001-2008 гг. (16,06%). Достаточно крупный портфель заказов за период 2001-2008 гг. сформирован в сегменте самолетов БПА – 828,5 млн дол. По остальным категориям военной АТ стоимостной объем пакета заказа незначительный. Стоимостная оценка фактического импорта военной авиатехники стран Латинской Америки в 2001-2008 гг. (млн дол в текущих ценах) Типы военной АТ 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2001-2008 Многоцелевые истребители 0,0 0,0 2,0 3,0 30,0 890,7 1038,3 1019,0 2983,0 Самолеты ВТА 64,7 73,0 0,0 74,0 52,8 88,0 124,2 295,3 772,0 (млн дол в текущих ценах) Типы военной АТ 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2001-2008 Самолеты БПА 1,7 135,8 150,0 265,5 4,0 4,0 0,0 40,0 601,0 УТС/УБС 30,0 10,6 0,0 5,0 12,0 56,0 100,0 94,0 307,6 Самолеты ДРЛОиУ 0,0 50,0 0,0 228,0 0,0 0,0 0,0 0,0 278,0 Разведывательные самолеты 15,0 4,0 3,0 3,0 4,0 0,0 0,0 5,0 34,0 Самолеты-заправщики 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 Всего: 111,4 273,4 155,0 578,5 102,8 1038,7 1262,5 1453,3 4975,6 *при подсчете учитывается модернизация и ремонт ВиВТ Фактический импорт военной АТ стран Латинской Америки в период 2001-2008 гг. составил 4,976 млрд дол. Наибольшие объемы импорта зафиксированы в 2006-2008 гг. Большая часть этих поставок пришлась на импорт Венесуэлой истребителей Су-30МК2. Тем не менее, и другие страны в этот период увеличили стоимостной объем импорта военной АТ. По отдельным категориям первое место по фактическому объему импорта в 2001-2008 гг. занимают многоцелевые истребители: 2,983 млрд дол (59,95% от объема импорта всех категорий военной АТ). Второе место занимают военно-транспортные самолеты: 772 млн дол (15,5%). Третье место занимают самолеты БПА: 601 млн дол (12,1%). Относительно большой объем импорта имел место еще в двух категориях – УТС/УБС (308 млн дол) и самолеты ДРЛОиУ (278 млн дол). Объем импорта по категории разведывательные самолеты составил 34 млн дол. В сегменте самолетов-заправщиков поставки не осуществлялись. Стоимостная оценка фактического импорта военной АТ по пакету идентифицированных контрактов и намерениям стран Латинской Америки в период 2009-2012 г. (млн дол в текущих ценах) Типы военной АТ 2001-2004 2005-2008 2009 2010 2011 2012 2009-20012 Многоцелевые истребители 0,0 2978,0 484,6 600,3 549,5 549,5 2183,9 УТС/УБС 28,0 262,0 147,0 741,9 0,0 0,0 888,9 Самолеты БПА 553,0 48,0 240,0 297,9 177,9 130,0 845,8 Самолеты ВТА 211,7 560,3 250,1 204,4 10,0 300,0 764,5 Самолеты ДРЛОиУ 278,0 0,0 0,0 0,0 0,0 350,0 350,0 Самолеты-заправщики 0,0 0,0 160,0 0,0 0,0 0,0 160,0 Разведывательные самолеты 25,0 9,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 Всего: 1095,7 3857,3 1281,7 1844,5 737,4 1329,5 5193,1 *при подсчете учитывается модернизация и ремонт ВиВТ Общий объем прогнозируемых закупок военной АТ в период 2009-2012 гг. на основании проводящихся или планируемых к объявлению тендеров, а также озвученных намерений по прямой закупке (здесь и далее включены данные по состоянию на начало 2009 года) оценивается в 5,193 млрд дол. Это существенно выше показателей двух предыдущих 4-летних периодов: 1,096 млрд дол в 2001-2004 гг. и 3,857 млрд дол в 2005- 2008 гг. Причем рост закупок военной АТ будет иметь место практически по всем сегментам. Наибольший рост рынка ожидается в сегменте УТС/УБС и в категории самолеты БПА. Объем импорта многоцелевых истребителей по периоду 2009-2012 гг. на текущий момент несколько уступает показателю 2005-2008 гг., однако в итоге, с учетом новых прогнозируемых контрактов, объем импорта в 2009-2012 гг. превысит показатель 2005-2008 гг. Лидером по стоимостному объему импорта в 2009-2012 гг. останутся многоцелевые истребители: 2,184 млрд дол (42,06% от объема импорта военной АТ по всем категориям). Второе место занимает сегмент УТС/УБС: 889 млн дол (17,1%). Третье место занимают самолеты БПА: 846 млн дол (16,3%). Большой объем поставок ожидается в категории военно-транспортных самолетов: 765 млн дол (14,7%). 2. Рынок многофункциональных истребителей стран Латинской Америки1 На текущий момент закупку новых многофункциональных истребителей осуществили ВВС Чили и Венесуэлы. Объявление победителя тендера на поставку ВВС Бразилии 36 новых многофункциональных истребителей ожидается в первом квартале 2010 года. Остальные страны пока ограничиваются модернизацией имеющегося парка и закупкой истребителей их состава ВС стран-экспортеров. О сложности закупки новых многофункциональных истребителей для стран Латинской Америки с точки зрения нагрузки на бюджет говорит тот факт, что ВВС Чили позволили себе закупку только 10 новых многофункциональных истребителей F-16 F-16C/D «блок-50+» «Файтинг фалкон», сделав ставку в дальнейшем на закупку подержанных самолетов F-16А/В «блок-15» из состава ВС Нидерландов: 18 самолетов F-16А/В «блок-15» из состава ВС Нидерландов были заказаны в 2005 году (поставка реализована в 2006-2007 гг.). Еще 16 подержанных самолетов F-16А/В «блок-15» из состава ВС Нидерландов были заказаны в 2009 году (поставка ожидается в 2010 году). Самый крупный парк новых многофункциональных истребителей на текущий момент имеет Венесуэла. (24 истребителя Су-30МК2). Пакет заказа стран Латинской Америки на закупку многофункциональных истребителей (учитывается закупка новых и подержанных самолетов, программы модернизации и ремонта) в период 2001-2008 гг. составил 3,296 млрд дол. ВВС Чили первыми приступили к масштабной модернизации парка многофункциональных истребителей. В период 2005-2008 гг. крупные программы по модернизации парка истребительной авиации начали Венесуэла, Перу, Бразилия и Колумбия. Лидером по пакету заказа на многофункциональные истребители в период 2001-2008 гг. является Венесуэла – 1,5 млрд дол. Второе место занимает Чили (785 млн дол). Третье место пока занимает Перу (506 млн дол). С завершением тендера ВВС Бразилии на закупку 36 новых многофункциональных истребителей положение лидирующей группы стран в рейтинге существенно изменится. Следует также учитывать планируемый дополнительный заказ Венесуэлы на поставку многоцелевых истребителей. Фактический импорт многоцелевых истребителей начался с 2006 года. До этого момента в данном сегменте стоимостной объем поставок был крайне незначительным. Фактический объем импорта Венесуэлы в данном сегменте в период 2001-2008 гг. составил 1,5 млрд дол (1 место), Чили – 785 млн дол (2 место), Перу – 400 млн дол (3 место). В отношении закупок в период 2009-2012 гг. на основании проводящихся или планируемых к объявлению тендеров, а также озвученных намерений по прямой закупке (здесь и далее включены данные по состоянию на начало 2009 года) лидером является Венесуэла – 1,5 млрд дол. Второе место занимает Колумбия - 200 млн дол, третье место занимает Чили – 190 млн дол. Бразилия в рейтинге по 2009-2012 гг. занимает только четвертое место, поскольку основные поставки по проводящемуся тендеру на закупку 36 истребителей (сумма заказа 2,2 млрд дол) начнутся после 2012 года.
ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ СТАТЬИ ОПУБЛИКОВАН В ЖУРНАЛЕ «МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ» N4
Источник: http://www.armstrade.org/includes/periodics/analytics/2010/0512/13534546/detail.shtml |