Несмотря
на то, что длительные системные проблемы продолжают оказывать давление
на развитие военной авиационной промышленности Китая, эта отрасль
оборонной индустрии продолжает модернизироваться ускоренными темпами,
пишет научный сотрудник Института обороны и стратегических исследований Майкл Раска (Michael Raska, Технологический университет Наньян) 18 октября на страницах eurasiareview.com.
За
последние 10 лет военный авиапром Китая методично сокращал
технологический разрыв с передовыми странами мира. Появление двух
истребителей нового поколения - J-20 и J-21 - наряду с модернизацией
J-10 (на фото) и J-11 показывает растущие возможности страны.
Крупнейшая
китайская авиастроительная группа AVIC встала на путь реформы с ноября
2008 года, когда китайское правительство объединило в один холдинг
компании AVIC I и AVIC II. Основной целью объединения было стремление
консолидировать их ограниченные технологические возможности и
активизировать рост инноваций в разработке и производстве авиационной
техники. Преобразование позволило создать корпоративную структуру и
стратегию, направленных на повышение конкурентоспособности китайской
аэрокосмической промышленности путем повышения доли НИОКР для
удовлетворения потребностей военной авиации НОАК и гражданского сектора.
Оборонный
сегмент AVIC в настоящее время включает пять основных подрядчиков:
Chengdu Aircraft Industry Corporation (истребители J-10, J-20, FC-1),
Shenyang Aircraft Corporation (истребители J-8, J-11, J-15), Hongdu
Aviation Industry Group (учебно-тренировочные самолеты K-8, L-15), Xi'an
Aircraft Company (бомбардировщики H-6, JH-7) и Changhe/Hafei Aviation
(вертолеты Z-8, Z-9, Z-11). Также в структуру интегрированы Shenyang Liming Aero-Engine (ТРДДФ WS-10
для истребителей), Xian Aero Engine (ТРДДФ WS-9 для истребителей и
поставщик отдельных компонентов для WS-10), AVIC Avionics (бортовое
оборудование), также задействованы Chengfa Science and Technology
(системы управления самолетов и контроля работы авиадвигателей), AVIC
Aero-Engine Controls (системы контроля работы авиадвигателей), Hubei
Aviation Precision Machinery (электро-механические системы и агрегаты) и
Jonhon Optronics (различные типы разъемов).
По
словам президента AVIC Линь Зуоминя (Lin Zuoming), в течение 2008-2011
годов группа ежегодно увеличивала объем выручки на 20%. В 2011 году
объем продаж достиг 250 млрд юаней (39,6 млрд долл США), чистая прибыль
выросла более чем на 15% и составила 12,9 млрд юаней (1,89 млрд долл
США). Экономические параметры AVIC стали сопоставимы с показателями
такой крупной западной оборонной компании как британская BAE Systems
(объем продаж в 2010 году составил 22,39 млрд ф.ст, или 34,7 млрд долл
США).
Оперативные требования ВВС НОАК
Китай
ежегодно демонстрирует рост военных расходов, следовательно, выделяется
больше средств на закупку новой военной техники и оборудования. ВВС
НОАК видят необходимость полной замены устаревших истребителей третьего
поколения J-7 и J-8 и модернизации инфраструктуры
материально-технического обеспечения. Китай начинает наращивать усилия
по производству вертолетов, транспортных и учебно-тренировочных
самолетов, истребителей четвертого и пятого поколений. Считается, что
доля самолетов четвертого поколения на вооружении ВВС НОАК в 2005 году
составил 23%, в 2010 году 33%, и, как ожидается, к 2015 году их доля
составит 50%.
Рост инноваций
До
конца 1990-х годов основной авиапарк ВВС НОАК включал в себя устаревшие
боевые самолеты эпохи 1950-х годов на базе советских МиГ-19 и МиГ-21. В
1999 году Китай имел не более 100 истребителей Су-27, вооруженных
ракетами с дальностью стрельбы вне прямой видимости, практически не было
высокоточного оружия. Однако, к 2010 году ВВС отправили в отставку
большинство устаревших самолетов и приобрели более 300 современных
всепогодных истребителей J-10, J-11 и Су-30, оснащенных, в
частности, передовыми в технологическом отношении российскими УР
Х-31/AS-17 Krypton. Поступают на вооружение самолеты ДРЛО и ЗРК HQ-9
собственного производства.
Истребитель
пятого поколения J-20 может поступить на вооружение к 2020 году.
Непрерывное выделение серьезных ресурсов на развитие авиационной
промышленности и упор на повышение качества авиатехники в долгосрочной
перспективе могут вывести Китай вплотную на уровень передовых
авиационных держав мира.
http://www.eurasiareview.com/18102012-chinas-defence-aviation-industry-searching-for-innovation-analysis/
|