Новую 152-мм артсистему должен перевозить любой грузовик и даже вертолет
Сухопутные войска заказали 152-мм гаубицу для десантно-штурмовых бригад
и горного спецназа. Как рассказал «Известиям» в понедельник источник в
военном ведомстве, решение об этом принял главком Сухопутных войск
генерал-полковник Владимир Чиркин. Новая гаубица должна заменить знаменитую Д-30.
По требованиям главкома, новая артсистема должна стрелять не менее чем на 15 км
и быть достаточно легкой, чтобы ее можно было перевозить на вертолете
типа Ми-8 (грузоподъемность 5–7 т в зависимости от модификации).
Планируется, что первые гаубицы должны появиться в бригадах,
прикрывающих горы в районе сочинской Олимпиады, как раз к ее началу.
— Сейчас в Сухопутных войсках идет разработка штатных расписаний
артиллерийских батарей, куда войдут новые гаубицы. После их утверждения
поступит заказ на разработку самой артсистемы, — рассказал собеседник
«Известий».
По его словам, в армии США и других стран НАТО уже давно используются
3,5-тонные аэромобильные гаубицы, такие как М-777. Эта гаубица стреляет
на 24 км, а при использовании активно-реактивных снарядов (с ракетным двигателем и стабилизаторами) — на 30 км. В Российской армии продолжают использовать устаревшую 122-мм гаубицу Д-30.
— Мощность ее снарядов гораздо ниже американской М-777, потому что они
меньше и легче. К тому же активно-реактивные снаряды 122-мм калибра не
делают, не говоря уже и об управляемых. А под 152-мм есть много
современных боеприпасов, включая сверхточные, — пояснил представитель Минобороны.
Ветеран афганской войны полковник Анатолий Матвейчук рассказал
«Известиям», что необходимость легких гаубиц в горах была неоднократно
доказана во время боевых действий в Афганистане и Чечне.
— В плохих погодных условиях самолеты и вертолеты не могут
действовать, а вот артиллерия может стрелять и в дождь, и в туман, и в
сильный ветер, — пояснил Матвейчук.
По его словам, единственная проблема — доставить гаубицу на гору, для
этого она должна быть такой легкой, чтобы ее мог тянуть на прицепе любой
военный грузовик, а лучше — перевозить транспортный вертолет вроде
Ми-8.
— Вертолетом или автомобилем перевезти в самые удобные места. Через 30
минут батарея готова открыть огонь, — пояснил представитель Минобороны.
Разработкой гаубиц, подходящих под требование Чиркина, занимаются сразу
два оборонных завода: «Титан» — в Волгограде и «Мотовилихинские заводы»
— в Перми.
На заводе «Титан» рассказали «Известиям», что эскизный проект в
инициативном порядке был разработан еще в 2008 году, и с тех пор завод
ждет заказа от военных.
— Наша аэромобильная гаубица 152-мм калибра весит всего 4,5 т и вполне
подходит под требования Сухопутных войск. Ми-8 ее без проблем поднимает и
перевозит. Если сейчас будет заказ, то мы за четыре года освоим
производство и начнем поставлять гаубицы в войска, — пояснил
представитель завода.
На «Мотовилихинских заводах» «Известиям» рассказали, что готовы
предложить Минобороны 120-мм буксируемую гаубицу-миномет «Нона-К».
— Несмотря на то что она всего 120-мм, она может стрелять минами. В
результате получится мощность не хуже, чем управляемый 152-мм снаряд, во
всяком случае, на ближней дистанции, — пояснил представитель пермского
предприятия.
По его словам, мотовилихинские гаубицы опробовали в Сухопутных войсках и
морской пехоте ВМФ, куда поставили несколько десятков таких орудий, но
экс-министр обороны Анатолий Сердюков посчитал проект устаревшим.
Независимый военный эксперт Вячеслав Целуйко пояснил «Известиям», что
152-мм аэромобильные гаубицы в Сухопутных войсках найдут ограниченное
применение.
— 122-мм гаубицы Д-30 решают практически все задачи в условиях сложной
местности, а тем более в горах. Новые же гаубицы могут быть использованы
для уничтожения долговременных огневых точек и хорошо укрепленных
позиций. Но такие объекты в горах можно встретить не часто. Для всего
остального хватит и старых Д-30, — заявил Целуйко.
Также эксперт обратил внимание на то, что если перспективная гаубица с
комплектом боеприпасов окажется слишком тяжелой для вертолета Ми-8, ее
придется перевозить на Ми-26.
Работы по легким аэромобильным артиллерийским системам начались в СССР
еще в 1970-е годы, когда были разработаны и приняты 120-мм
гаубицы-минометы «Нона». Позже им на смену должны были прийти
перспективные системы «Вена» и «Хоста», но в 2009 году работы по ним
были приостановлены.
http://izvestia.ru/
|