Понедельник, 29.04.2024, 09:44
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

          Военный обозреватель.

ОБСЕРВЕР

.

Каталог статей

Главная » Статьи » Аналитика » Аналитика

ВМС Индии в XXI веке

Концепция развития ВМС

Известно, что в последнее время Китай активизировал операции своего флота в Южно-Китайском море, в частности в районе оcтровов Спратли и Парасельских. Непосредственную тревогу в Индии вызывает возросшая военная активность Китая в Бирме. По мнению индийского руководства, Китай оказывает помощь бирманским военным в строительстве военно-морской базы в Рангуне. Кроме этого, Поднебесная построила и ввела в эксплуатацию РЛС на острове Ханги, способную осуществлять наблюдение за индийскими ракетными испытаниями, проводимыми к востоку от побережья страны.

Несмотря на модернизацию индийских ВМС с начала 90-х годов, расходы на них по сравнению с другими видами ВС составляли наименьшую долю в национальном оборонном бюджете. Это можно объяснить тем, что индийские военные традиционно считают: возможные военные конфликты, в которые может быть вовлечена Индия, будут носить континентальный (сухопутный) характер (Китай и Пакистан).

Однако в последнее время индийские ВМС рассматриваются военно-политическим руководством как эффективный инструмент сдерживания потенциальных агрессоров, дипломатическая роль которого возросла, в связи с чем планируется значительно увеличить расходы на этот вид вооруженных сил.

Возросшее внимание нового правительства к своему флоту можно объяснить еще и тем фактом, что в Индии весьма обеспокоены растущей мощью ряда государств региона, особенно их морского компонента. Продолжает наращивать потенциал своего флота помимо Китая и Пакистан. В такой ситуации основной целью военно-морской стратегии Индии в XXI веке, вероятно, будет поддержание состояния флота на уровне, способном обеспечить ему превосходство над другими региональными флотами.


В планы индийского военно-морского командования входит формирование двух авианосных многоцелевых групп (АМГ), нескольких корабельных ударных групп, трех групп судов обеспечения, а также значительных подводных сил для ведения наступательных и оборонительных операций. При этом после 2006 года началось формирование и первых амфибийных соединений во главе с десантно-вертолетным кораблем-доком (в США закуплен один ДВКД Trenton LPD-14).

Начался процесс создания и развертывания спутниковой системы разведки и слежения за активностью иностранных военно-морских сил в регионе.

В настоящий момент существуют два проекта, которым индийское военно-политическое руководство отдает приоритет – разработка и строительство собственных атомных подводных лодок (ПЛА) и авианосцев (АВ). Проект создания собственных ПЛА является сейчас наиболее важным для индийских ВМС, более значимым, чем даже строительство собственного АВ. В связи с этим и было принято решение о закупке в России модернизированного под средний авианосец (АВС) корабля проекта 11430 (бывший ТАВКР «Адмирал Горшков»).

Можно предположить, что в ближайшем будущем индийские ВМС не только останутся самой внушительной силой в Индийском океане, но и превратятся в один из наиболее мощных военных флотов мира. Индийское командование планирует к 2022 году иметь в составе флота свыше 160 кораблей, включая три авианосца, 60 основных боевых надводных кораблей (БНК) и подводных лодок, а также около 400 самолетов различных типов.

При этом Индия продолжает политику получения новых технологий в передовых морских державах за счет закупки новейших кораблей и последующего их строительства на собственных судостроительных заводах. В отличие от Китая она в большинстве случаев имеет возможность строить корабли и комплектующие по лицензиям.

Как видно из таблицы, численность боевых кораблей (БК) в составе ВМС Индии достаточно стабильна. Однако качество кораблей постоянно улучшается. Например, 87 процентов НАПЛ относится к новейшему типу, в то время как в ВМС Китая только 26 процентов НАПЛ соответствуют по боевым возможностям 14 НАПЛ ВМС Индии, особенно в части скрытности.

Состояние программы военного кораблестроения на конец 2011 – начало 2012 года приведено в таблице.
Кораблестроительная программа ВМС Индии на конец 2011 годаКласс и тип корабля Кол-во ед. в постройке + планируемое Планируемые сроки завершения постройки
ПЛАРБ
проект ATV тип Arihant
1+2
2012–2025
НАПЛ проект 75 1+5 2012–2018 и позже
АВС
проект 11434
проект 71
1
1+1
2012
2015–2017
ЭМ
проект 15А
3
2012–2014
ФР
проект 11356 (2-я серия)
проект 17/17А
3
2+7
2010–2012
2009–2020
КРВ
проект 28
0+4(8)
2012–2015 и позже
ПК
(программа PSON)
4
2012 и позже

Подводные силы

ПЛАРБ. В Индии уже более 30 лет идет проработка концепции создания собственной ПЛА по программе ATV (Advanced Technology Vessel). Поводом к этому послужила угроза возможного американского вмешательства в индо-пакистанский конфликт, имевший место в 1971 году.

Идея построить собственную ПЛА родилась в Индии еще в 1976 году. Однако только в 1982-м индийским военно-политическим руководством было принято решение о начале своей собственной программы создания серии ПЛА, которая является в настоящее время наиболее приоритетной для индийских ВМС. По мнению индийских военно-морских аналитиков, ПЛА типа ATV будут играть ключевую роль в разведывательных и оборонительных операциях индийского флота. Вообще ПЛА этого типа рассматривается в Индии как очень эффективное средство сдерживания растущей китайской военной мощи, а также сдерживания возможного вмешательства третьих стран в политические проблемы Индийского океана. Поэтому программа регулярно финансируется индийским правительством и осуществляется под контролем Организации оборонных исследований и разработок (DRDO).

В 1998 году на заводе в городе Хазире штата Гуджарат началась постройка секций ПЛ. Окончательная сборка ПЛ осуществлялась в судостроительном центре (Shipbuilding Centre – SBC) в городе Визаге (Вишакхапатнам) штата Андхра-Прадеш. Спущена на воду 26 июля 2009 года, а ввод ее в боевой состав ВМС ожидается в 2012-м. Всего до 2025 года предполагается построить три – шесть ПЛ этого типа. Общая сумма затрат на создание первой индийской ПЛА составила около трех миллиардов долларов.

Программа ATV выполняется преимущественно национальными силами. Основные работы, особенно в части, касающейся создания АЭУ, выполняют центры атомных исследований имени Бхабха и имени Индиры Ганди, а также различные организации индийских ВМС. Добыча, обогащение урана и производство ядерного топлива осуществляются национальными государственными предприятиями. Проектирование ATV выполняется по двум направлениям – создание корпуса ПЛА и конструирование реактора. По мнению экспертов, индийские конструкторы используют при создании своих ПЛА российские технологии, реализованные в ПЛА проектов 671РТМК, 971, 885.

По имеющимся сведениям, создание реактора тепловой мощностью 190 МВт в центре по исследованию атомной энергии в Тромбее завершено еще в 2000 году. По некоторым данным, реактор является развитием российского реактора ВМ-5. Эксперты полагают, что Россия оказывает помощь в создании этой установки.

Несмотря на очевидные успехи в ходе реализации национальной программы ATV, индийцы постоянно сталкивались с трудностями технологического, организационного, а иногда и финансового характера. Первоначально предполагалось приступить к завершающему этапу сборки корпуса ПЛА в 1997-м, но работы затормозились из-за задержки, вызванной доводкой ядерного реактора. У индийских специалистов также возникли сложности с размещением реактора массой 600 тонн в корпусе лодки.

Пока планируется построить шесть ПЛА, которые ранее предполагалось выполнить многоцелевыми. Однако в конце 2008-го стало известно, что первые три лодки строятся в варианте ПЛАРБ.

Для вооружения ПЛАРБ ведутся работы над морской БР по программе, получившей условное обозначение K-15. Основу ракетного комплекса составляет БР «Сагарика» (Sagarika, в переводе с хинди – океанская), являющаяся по одной версии оморяченной модификацией БР «Притхви-III» (Prithvi-III), по другой – дальнейшим развитием этого семейства баллистических ракет, а по третьей – вариантом БР «Агни-III» (Agni-III), которая уже достигла дальности 3500 километров. По сообщениям СМИ, техническая помощь Индии по этой программе оказывается Израилем и Россией. ПЛАРБ типа ATV будет нести 12 БР «Сагарика».

По мнению ряда экспертов, не исключено принятие на вооружение всех новых индийских ПЛА крылатых ракет морского базирования (КРМБ), созданных на базе российской ракеты «Калибр» (ее экспортная модификация Club 3М-14Э/3М-54Э) и запускаемых как из торпедных аппаратов (ТА), так и из вертикальных пусковых установок (ВПУ). Тем более что именно этими ракетами в настоящее время вооружаются НАПЛ и БНК. При этом работы могут вестись в рамках очередной совместной российско-индийской программы, подобной проекту «БраМос».

ПЛАТ. В 1988–1991 годах индийские ВМС приобрели необходимый опыт эксплуатации взятой в аренду у СССР ПЛА проекта 670, получившей имя «Чакра» (Chakra). Эта же аренда позволила облегчить и ускорить процесс проектирования собственной ПЛА. В апреле 2012 года Россия передала Индии в лизинг на десять лет многоцелевую атомную подводную лодку (ПЛАТ) проекта 971 «Нерпа» (газета «Военно-промышленный курьер» сообщала об этом событии – http://vpk-news.ru/articles/8788. – Прим. ред.), которая была достроена на индийские деньги и вновь получила имя «Чакра». Таким образом в боевом составе ВМС Индии появилась одна новейшая ПЛАТ.

НАПЛ. На начало текущего года в боевом составе осталось 14 НАПЛ иностранных проектов: десять НАПЛ проекта 877ЭKM построены в СССР/России, две НАПЛ проекта 209/1500 – в Германии и две НАПЛ этого же типа – в Индии. Построенные в СССР/России десять НАПЛ типа «Шишумар» (Shishumar, тип 877ЭКМ), по оценке индийских военных специалистов, являются наиболее совершенными среди НАПЛ других стран мира. Достаточно современные и НАПЛ типа 209/1500, но они, по заявлению ряда специалистов, проигрывают «подводные дуэли» лодкам российского производства указанного проекта. Вместе с тем это достаточно уникальные НАПЛ, которые при таком малом водоизмещении имеют всплывающую спасательную камеру (ВСК) для экипажа. В процессе ремонтов НАПЛ проекта 877ЭКМ довооружаются ПКР Club-S (3М-54Э/Э1). В перспективе возможно вооружение лодок КРМБ Club-S/N (3М-14Э).

До начала 2005 года многие зарубежные эксперты полагали, что все программы строительства НАПЛ свернуты в интересах концентрации финансовых средств на программе ATV, поскольку после 2000-го закупки неатомных лодок прекращены. Однако в 2005 году программа постройки НАПЛ была восстановлена и в 2010-м началось строительство французских НАПЛ по проекту 75 (Scorpene). Это решение принято по результатам тендера с суммой контракта три миллиарда долларов.

Предполагается строительство серии из шести НАПЛ до 2017 года. Однако, по мнению ряда экспертов, эта серия если и будет выполнена, то в более поздние сроки, а сама программа строительства НАПЛ по проекту 75, вероятно, предназначена в основном для освоения французских технологий: воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) типа MESMA и ПКР Exocet SM39.

В течение 30 лет ВМС Индии планируют закупить 24 НАПЛ национального и зарубежного производства.

Авианосные силы

В настоящее время в боевом составе имеется один легкий авианосец (АВЛ) Viraat (тип Hermes) с базирующимися на нем самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП) Sea Harrier FRS Mk 51 и вертолетами. Корабль вступил в строй в 1959 году и имеет значительный физический износ. В начале 2007 года была сформирована исследовательская группа для изучения возможности продления срока его эксплуатации до 2012-го. Исследовательская группа пришла к заключению, что продление срока эксплуатации до нынешнего года возможно после проведения определенного ремонта в дополнение к обычному периодическому обслуживанию. Необходимость этих работ вызвана отсутствием замены кораблю.


Программа создания собственного авианосца (АВ) ADS является второй по приоритетности после программы по строительству атомных подводных лодок (ПЛА). В 1989 году был объявлен план строительства двух АВЛ водоизмещением около 28 000 тонн и скоростью хода до 30 узлов. АВ этого типа должен был иметь рампу и нести СВВП. Предполагалось, что первый АВ вступит в строй еще в 1997-м. Но от этого плана отказались в середине 1991 года. Комитет по военным расходам предложил флоту разработать проект АВЛ с меньшим водоизмещением и характеристиками, аналогичными характеристикам итальянского АВЛ G. Garibaldi. Новый проект получил название «корабль ПВО».

К началу 2000 года Индия стала ориентироваться на корабль полным водоизмещением более 40 000 тонн и с самолетами обычного взлета (возможно, с трамплина) и посадкой.

В связи с приоритетным финансированием программы ATV было принято решение закупить готовый АВ. Наибольший интерес Индия проявила к российскому авианесущему кораблю (АВК) «Адмирал Горшков» проекта 11434. В 2004 году был подписан контракт на переоборудование этого корабля в АВС по проекту 11430 за 1,5 миллиарда долларов. При этом в 670 миллионов долларов были оценены работы по кораблю, а остальные средства выделялись на авиакрыло (МиГ-29К).

В это же время корабль был переименован в Vikramaditya («Всемогущий»). В 2005-м корабль с использованием 10 понтонов был заведен в наливной бассейн Севмашпредприятия (СМП) и затем поставлен на площадку перед цехом № 50.

В настоящее время на СМП в городе Северодвинске основные работы по корпусной части закончены и корабль планируется к передаче заказчику в декабре 2012 года.

Объем ремонтных работ на корабле значительно превысил согласованную сумму затрат. Это произошло по нескольким причинам: перевод котлотурбинной установки (КТУ) с мазута на дизельное топливо с заменой всех паровых котлов на более совершенные КВГ-3Д (изготовлено восемь для корабля и один – в запас), замена трубопроводов, протяжка 2400 километров кабелей (вместо 700) и демонтаж всех неиспользуемых кабелей, размещение ЗРАК «Каштан» или ЗРК Barak-1 вместо МЗАК АК630, запланированных первоначально, замена практически всего радиотехнического вооружения.

Все это привело к увеличению стоимости работ по кораблю на 1,2 миллиарда долларов. Выросла и цена МиГ-29К из-за новой авионики (требование индийской стороны).

В настоящее время Индии поставлено 16 многоцелевых истребителей (МЦИ) МиГ-29К (12 боевых и 4 учебно-боевых самолета), а также комплекс технических средств подготовки и обучения летного и инженерно-технического персонала. Ведется строительство следующих 29 МиГ-29К в соответствии с дополнительным контрактом, подписанным с Индией в марте 2010 года.

По мнению большинства экспертов, новый АВС программы ADS проекта 71 Vikrant скорее всего будет являться развитием проекта 11430 с полным водоизмещением более 45 000 тонн. Вместе с тем ряд экспертов сомневаются в создании нового АВ с трамплином, а не с катапультами. Во всяком случае информация о характеристиках нового АВС Индии и сроках его постройки многими экспертами считается недостаточно достоверной. Хотя все они уверены, что строительство АВС проекта 71 ведется, а сроки окончания его постройки точно не определены – вероятно, не позднее 2017-го. В долгосрочных планах имеется и намерение построить второй АВС этого типа.
Амфибийные силы

ДК. В составе ВМС на начало 2012 года имеются один десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) Jalashwa (бывший Trenton LPD-14 ВМС США) и 10 танкодесантных кораблей (ТДК) двух типов: Magar – пять единиц, Sharabh (проект 773 польской постройки) – пять единиц. Корабли типа Magar были созданы на базе ДК типа Sir Lancelot ВМС Великобритании.

Покупка в США выведенного из состава ВМС ДВКД Trenton LPD-14 означает резкий поворот в развитии амфибийных сил ВМС Индии от «прибрежной» концепции к «океанской». Теперь ударная сила авианосной многоцелевой группы (АМГ) будет подкрепляться мощью амфибийной группы во главе с ДВКД на всю глубину Индийского океана. Эксперты ожидают развертывание программы создания ДВКД (строительство или закупка).

ДКА. В настоящее время в составе ВМС имеется восемь десантных катеров типа LCU, но они ограниченно могут применяться как десантно-высадочные средства (ДВС) ДВКД. Можно ожидать начала строительства (или закупки в других странах) новых ДКА класса LCM, LCU и, возможно, LCAC, приспособленных для использования в качестве ДВС ДВКД.
Многоцелевые силы

ЭМ. К концу 2011 года в боевом составе ВМС находилось пять ЭМ типа Rajput (проекта 61MЭ) советской постройки и три ЭМ типа Delhi (проекта 15) национальной постройки. При проектировании ЭМ типа Delhi в качестве прототипа был использован ЭМ Rajput. Надо отметить, что новые корабли получились достаточно мощными, а внешний вид их весьма элегантен. Все ЭМ проходят модернизацию по усилению ПВО и УРО.

Так, на ЭМ вместо части малокалиберных зенитных артиллерийских комплексов (МЗАК) размещается ЗРК Barak-1. На первых трех ЭМ проекта 61МЭ ПКР типа П-20М заменяются на ПКР BrahMos PJ-10 в наклонных ПУ в носу. На двух последних ЭМ этого проекта – D54 и D55 – ПКР BrahMos PJ-10 размещаются в вертикальных пусковых установках (ВПУ) 3С-14Э вместо кормовой ПУ ЗРК «Волна-М», а взамен двух МЗАК АК630 размещается ЗРК Barak-1 (пока только на одном корабле).

Такая глубокая модернизация говорит о том, что последние два ЭМ этого проекта останутся в боевом составе и после 2020 года. Вероятно, в процессе модернизации на ЭМ проекта 15 ПКР «Уран-Э» будут заменены на ПКР BrahMos PJ-10.

Для замены первых трех ЭМ проекта 61МЭ строится три ЭМ типа Kolkata (проекта 15А). Корабли отличаются от своего прототипа архитектурой, в которой учтены требования технологии обеспечения малозаметности «Стелс», размещением ПКР BrahMos PJ-10 и ЗУР в ВПУ. В качестве основного ЗРК принят ЗРК Barak-2, а для самообороны на последнем рубеже размещен ЗРК Barak-1.

ФР. Если ЭМ имеют в качестве прототипа корабли СССР, то первые ФР ВМС Индии национальной постройки являются развитием кораблей этого класса ВМС Великобритании. Первые ФР типа Himgiri (в настоящее время три единицы в строю) практически полностью копировали английские ФР типа Leander. Последующие три ФР типа Godavari (проекта 16), сохраняя общие черты с первыми ФР, представляют собой значительно более крупные корабли со всеми видами оружия. Наиболее совершенные из них – корабли второй серии – три ФР типа Brahmaputra (проекта 16A).

А самыми современными являются три ФР типа Talwar (проекта 11356) российской постройки. Корабли несут самое совершенное оружие: ПКР Club-N в ВПУ 3С-14Э, ЗРК «Штиль-1/Ураган» и два ЗРАК «Каштан/Кортик».

Индийским ВМС эти корабли понравились, в связи с чем был размещен заказ еще на три ФР этого проекта второй серии в России. Их строительство началось в 2007–2008 годах в Калининграде, первый ФР был запланирован к передаче заказчику 27 апреля (азета «Военно-промышленный курьер» недавно писала об этом – http://vpk-news.ru/news/684/. – Прим. ред.). Второй корабль намечено сдать в конце текущего года, а третий – в 2013-м.

Сумма контракта на три ФР второй серии составила 1,6 миллиарда долларов. Эти фрегаты будут иметь большее водоизмещение (примерно на 200–250 тонн).

В конце 2011 года в состав ВМС вошли три ФР типа Shivalik (проекта 17). Этот корабль был разработан на базе ФР проекта 11356 при технической помощи России (Северного проектно-конструкторского бюро) и канадской компании CAE. В качестве ГЭУ применяется дизель-газотурбинная установка (ДГТУ) с газотурбинным двигателем (ГТД) LM2500 и дизельным двигателем (ДД) французского типа.

В дальнейшем предполагается постройка еще семи ФР проекта 17А. В середине ноября 2006 года командование ВМС Индии направило предложение девяти компаниям из Франции, Италии, России, Южной Кореи, Испании и США на заключение контракта стоимостью около 6,6 миллиарда долларов (по другим данным, около восьми) на закупку одного и лицензионное производство шести ФР на индийских ССЗ.

В 2007 году Россия предложила Индии экспортную версию ФР проекта 22350 в рамках тендера на строительство семи единиц.

ВМС Индии к 2020 году будут иметь до пяти ЭМ и 16 ФР, оснащенных ВПУ 3С-14Э, из которой возможен запуск КРМБ, ПКР и ПЛУР. То есть более 20 боевых надводных кораблей (БНК) могут наносить удары КРМБ по наземным целям (НЗЦ). Поскольку ПКР BrahMos PJ-10 фактически является универсальным ракетным комплексом (РК), то все БНК с комплексом BrahMos способны поражать НЗЦ.

КРВ. В 2002 году завершена программа строительства восьми КРВ типа Khukri (четыре – проекта 25 и четыре – проекта 25A).

Однако КРВ этих типов, вероятно, не полностью удовлетворяют современным требованиям из-за отсутствия противолодочных возможностей, ангара для вертолета и малоэффективной ПВО. В связи с этим в 2007 году началось строительство серии новых КРВ проекта 28. Пока предполагается построить четыре единицы (есть планы позже построить еще восемь). Эти корабли имеют полное водоизмещение 2500 тонн, ПКР в ВПУ, ЗРК, ГАК и ангар для вертолета Ка-28. Их скорее можно отнести к малым ФР.
Патрульные силы

ПК. В составе ВМС имеется шесть ПК типа Sukanya (три построены в Южной Корее). В ближайшее время предполагается начать строительство и новых ПК (до четырех единиц) полным водоизмещением 2200–2300 тонн по программе PSON.

БКА. Ранее развитию ракетных катеров (РКА) в ВМС Индии уделялось значительное внимание и на них возлагались задачи непосредственно в прибрежной зоне. В настоящее время в боевом составе имеется 35 БКА, из которых 12 РКА проекта 1241РЭ (модификация 12411Т ВМФ СССР). Остальные являются патрульными катерами (четыре – проекта 1241ПЭ, восемь – типа SDB Mk3/5, семь – типа Nicobar и семь – типа Super Dvora). Существует вялотекущая программа замены старых ПКА на новые, однако наращивания численности ПКА не планируется.
Минно-тральные силы

Основу минно-тральных сил (МТС) составляют тральщики, построенные в СССР. На конец 2011 года в боевом составе осталось восемь морских тральщиков (МТЩ) типа Pondicherry (проекта 266МЭ). Дальнейших планов развития кораблей противоминной обороны (ПМО) пока нет, но МТС быстро стареют и, вероятно, в ближайшее время появится программа их обновления.
Есть проблемы

Надо отметить, что индийская кораблестроительная промышленность в начале XXI века превратилась в достаточно развитую отрасль. Но вместе с тем ее возможности пока весьма ограниченны из-за сравнительно слабого развития гражданского судостроения и недостаточного развития отраслей, поставляющих комплектующие. Большие трудности вызывает и освоение новых технологий, что ведет к увеличению сроков постройки кораблей по сравнению с ведущими странами мира в полтора-два раза.

Кораблестроение частично обеспечено отечественными комплектующими, но почти все они производятся по лицензиям и являются иностранными разработками 70–80-х годов. Уровень ракетного и минно-торпедного оружия пока соответствует уровню развития ведущих стран мира в 80–90-х годах. Большие надежды здесь возлагаются на совместные программы создания новых образцов вооружения (например программа BrahMos). Промышленность пока не может полностью обеспечить ВМС современной радиоэлектронной техникой (РЛС, средства связи). Аналогичная ситуация и с судовым энергетическим оборудованием. Практически все производимые в Индии энергетические установки изготавливаются по лицензии. Качество производства ГЭУ тоже вызывает нарекания. Так, для трех ЭМ проекта 15А Индия заказала гребные валы в России на ССЗ «Балтийский завод», так как качество валов собственного производства не устраивает.

В последние годы (после 2002-го) Индия начала экспортировать ПК и ПКА, но общий объем экспорта незначителен.
Владислав Никольский,
доктор технических наук, профессор
Николай Новичков,
кандидат технических наук
Категория: Аналитика | Добавил: Makl (02.05.2012)
Просмотров: 2112 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Новости Army Guide
Новости МО РФ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
-->
Меню сайта
Категории раздела
Аналитика [132]
Новое на форуме
  • СВ РФ (2)
    [Новости и аналитика]
  • Венерическии заболевания у мужчин (1)
    [Предложения по функциональному развитию]
  • Новости Army Guide
    Новости МО РФ
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Друзья сайта
  • Инофорум
  • Усадьба Урсы
  • Литва-Россия далее везде
  • Полюс мира
  • Поиск
    Опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 34
    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика