Воскресенье, 05.05.2024, 05:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

          Военный обозреватель.

ОБСЕРВЕР

.

Каталог статей

Главная » Статьи » Аналитика » Аналитика

ВМС Германии возвращаются в океан
Переориентация сил

Согласно программе «Флот-2005» дойче марине должны выполнять задачи как в мирное время, так и в условиях кризиса или при возникновении конфликтов. В соответствии с военной доктриной Федеративной Республики военно-морские силы обязаны находиться в готовности вести активные боевые действия совместно с другими видами ВС и своей страны, и государств – членов блока НАТО, решая при этом следующие задачи: оборона национальной территории с моря, поддержка объединенных ВМС НАТО, урегулирование кризисов и конфликтов в рамках ООН, ОБСЕ и Западноевропейского союза (ЗЕС)* для обеспечения безопасности в Европе или вне пределов зоны ответственности Североатлантического альянса, обеспечение свободы мореплавания, а также стабильного и свободного доступа Германии к рынкам сырья и сбыта.

Согласно новой концепции применения бундесвера ВМС ФРГ были переориентированы с обороны в собственных прибрежных водах и противолодочных операций в проливах на участие в совместных с союзниками миротворческих и контртеррористических операциях по всему миру. Новая организация соответственно предусматривает создание сил быстрого реагирования, стабилизации и обеспечения. Это привело на практике к строительству достаточно крупных неатомных подводных лодок (НАПЛ) и боевых надводных кораблей (БНК) классов «эсминец» и «фрегат» (ЭМ, ФР).


Для дальнейшего развития дойче марине на ближайшую перспективу важное значение сохраняет постановление совета ЗЕС, принятое в конце 70-х годов, о снятии ограничений по строительству боевых кораблей любых классов, в том числе с АЭУ. Вместе с тем реализация планов дальнейшего развития ВМС ФРГ может быть осуществлена и путем создания отдельных компонентов флота в рамках военной интеграции в Европе. Этому будет способствовать развитие объединенных европейских ВМС, управлять которыми давно стремится Германия**. Представители военно-политического руководства страны высказывали намерение даже закупить палубные многоцелевые истребители (МЦИ) «Рафаль-М», что косвенно указывает на стремление начать создание национальных авианосных сил. Дальнейшим развитием этой идеи были переговоры с Францией о возможном совместном строительстве второго среднего авианосца (АВС) типа «Шарль де Голль». Тем более что существует потенциальная возможность строительства на немецких верфях (без участия и помощи других стран) крупнотоннажных кораблей.

По мнению иностранных специалистов, Германия без лишней огласки создает ВМС, способные обеспечить ей влияние не только на континенте, но и в «океанской сфере».
Программы военного кораблестроения

В настоящее время программа военного кораблестроения Германии направлена на строительство для дойче марине НАПЛ и ФР океанского типа, отвечающих программе «Флот-2005».
Подводные силы

НАПЛ. В боевом составе ВМС ФРГ имеется четыре НАПЛ проекта 212А, две лодки проходят испытания, планируется строительство еще двух субмарин этого проекта. Все устаревшие НАПЛ проекта 206А выведены из боевого состава дойче марине.

В настоящее время Германия является мировым лидером в проектировании и строительстве неатомных подлодок. С начала 60-х годов и до конца 2011-го для национальных ВМС построены 34 НАПЛ, 56 лодок экспортированы в 15 стран, 33 неатомные субмарины были построены в восьми странах по германским проектам с привлечением специалистов и поставкой комплектующих (в ряде случаев с использованием готовых модулей и блоков) из Германии, еще 10 лодок строятся или запланированы к строительству.

Таким образом, примерно с 1965 года германская кораблестроительная промышленность построила сама или в других странах 123 НАПЛ (лодки проектов 205 и 206 не показаны в таблице), а СССР и Россия построили для ВМФ и на экспорт за этот же период 105 неатомных субмарин. Надо отметить, что военное кораблестроение Германии имеет традиционно сильные позиции именно в подводном секторе.
Кораблестроительная программа ВМС Германии на начало 2012 годаКласс и тип корабля (единиц в постройке+запланированные) Бортовые обозначения и номера Планируемые сроки завершения постройки
НАПЛ проекта 212A (2+2) S185-186 2012–2013 и далее
ФР проекта 125 (1+3) нет данных 2016–2018

В середине 80-х годов в военно-политическом руководстве Германии возобладали взгляды о необходимости расширения зоны действий национальных ВМС, которые окончательно сформулированы в программе «Флот-2005» и предусматривали, как это было ранее, применение германских ПЛ в океанских районах Атлантики. Поэтому было принято решение о разработке для ВМС НАПЛ океанского класса водоизмещением до 1500 тонн. Однако в рамках традиционных технологических решений оказалось невозможным воплотить в жизнь все требования к перспективной НАПЛ. По этой причине в начале 1987 года начались работы по созданию принципиально нового проекта – 212А, призванного совершить переворот в мировом подводном кораблестроении. При конструировании корпуса за основу был взят проект 210, а придать лодке новые качества предполагалось за счет воздухонезависимой энергоустановки (ВНЭУ).

Рассматривались различные варианты ВНЭУ: на основе двигательной установки (ДУ) закрытого типа (ДУЗЦ), двигателя Стирлинга закрытого цикла (ДСтЗЦ), паротурбинной установки закрытого цикла (ПТУЗЦ) и на основе электрохимических генераторов (ЭХГ). Наименьшим уровнем шума обладает ЭХГ – примерно на 10–15 процентов выше, чем у схемы «главный электродвигатель + аккумуляторная батарея» (ГЭД+АБ). Поскольку Германия обладает высоким уровнем технологий и культурой эксплуатации любой техники, то предпочтение было отдано ВНЭУ на основе ЭХГ как наиболее эффективной.

Практические работы по созданию ВНЭУ с ЭХГ для проекта 212А компаниями HDW, Ferrostaal и IKL стартовали еще в 1980 году. В них также принял участие ряд крупных автомобильных компаний (Daimler-Benz, General Motors). В 1985 году началась эксплуатация опытной наземной установки. После ее успешного завершения с целью дальнейшей отработки установка с ЭХГ была размещена на одной из ПЛ ВМС Германии (U1). По результатам морских испытаний в 1988–1989 годах принято решение о размещении установки на проекте 212А.
Строительство НАПЛ по германским проектам на экспортНомера п/п Страна-заказчик Проект/водоизмещение Год начала постройки серии кораблей Количество построенных кораблей на конец 2011 года
импортером заказчиком
1 Аргентина 209/1200 1969 2 нет
TR1700/2000 1980 2 нет
2 Бразилия 209/1400 1982 2 нет
209/1400 1985 2 нет
209/1400 1996 нет 1
3 Венесуэла 209/1300 1972 2 нет
4 Греция 209/1100 1967 4 нет
209/1200 1975 4 нет
214/1700 2001 1 2(+1)
5 Дания 205/400 1965 нет 2
6 Израиль 800/1600 1994 3 нет
7 Индия 209/1500 1981 2 2
8 Индонезия 209/1300 1977 2 нет
9 Италия 212A/1500 2001 нет 2(+2)
10 Колумбия 209/1200 1970 2 нет
11 Корея Южная СМПЛ70/80 1983 нет 2
209/1200 1989 1 8
214/1700 1993 нет 3(+1)
12 Норвегия 207/450 1965 9 нет
210/1000 1987 6 нет
13 Перу 209/1200 1970 2 нет
209/1200 1977 4 нет
14 Турция 209/1200 1972 3 3
209/1400 1993 нет 8
214/1700 2009 нет 0(+6)
15 Чили 209/1400 1980 2 нет
16 Эквадор 209/1300 1974 2 нет
17 ЮАР 209/1400М 2005 3 нет
ВСЕГО 60 33(+10)

В июле 1994-го немецким подводным консорциумом GSC получен контракт на постройку новых НАПЛ проекта 212А. Однако закладка головной лодки U31 была произведена только в 2000 году, а сдача ВМС состоялась в 2005-м. Последняя, четвертая НАПЛ сдана ВМС в 2007 году. Уже в 2006-м был выдан контракт на постройку еще двух кораблей по улучшенному проекту со сроком сдачи их ВМС в 2012 и 2013 годах.

Конструкция лодки этого проекта нетрадиционна для современного германского подводного кораблестроения. Впервые применена смешанная конструкция (носовая часть однокорпусная, а кормовая частично двухкорпусная).

В междубортном пространстве кормовой двухкорпусной части размещаются ударопрочные баллоны с жидким кислородом и стальные емкости с источником водорода – гидридом металла. Наружное размещение баллонов с жидким кислородом позволяет пустые емкости заменять на полные с помощью крана прямо в военно-морской базе и исключает опасную операцию по заправке баллонов жидким кислородом на НАПЛ.

Новым в конструкции является расположение горизонтальных рулей на ограждении рубки и применение Х-образных кормовых рулей для лучшей управляемости лодкой в подводном положении.

Прочный корпус и другие конструкции новой лодки выполняются из маломагнитной стали, а легкий корпус – из армированного стеклопластика, благодаря чему НАПЛ имеет очень низкий уровень магнитного поля.

В ЭХГ, где реагируют водород и кислород, химическая энергия топлива непосредственно превращается в электрическую. При этом кислород хранится в жидком состоянии (при температуре минус 180 градусов Цельсия), а водород – в форме металлгидрида (химического соединения водорода с металлами).

В состав ЭХГ входит девять модулей топливных элементов (ТЭ) – полимерные электролитные мембраны производства канадской фирмы Ballard. При этом установка имеет суммарную мощность 306 киловатт (по другим данным – 800) и обеспечивает движение ПЛ в подводном положении со скоростью трех узлов в течение 15 суток (по другим данным – 20 суток). По ряду оценок, эта скорость позволяет одновременно подзаряжать и АБ. Максимальная скорость хода под ЭХГ – восемь узлов.

Представляет интерес и новый ГЭД на постоянных магнитах PERMASYN мощностью 3875 лошадиных сил фирмы Siemens. Постоянные магниты выполнены на основе материалов из редкоземельных элементов. По сравнению с обычными двигателями равной мощности PERMASYN имеет на 40 процентов меньшую массу и на 60 – меньший объем. Аккумуляторная батарея в сочетании с новым ГЭД способна обеспечить движение лодки с максимальной скоростью 20 узлов в течение нескольких часов.

Размещенный на НАПЛ гидро-акустический комплекс (ГАК) DBQS-40 по набору средств (носовая цилиндрическая, конформная, бортовая и гибкая протяженная буксируемая антенны), системам обработки информации и своим боевым возможностям мало чем уступает новейшим ГАК, размещаемым на ПЛАТ США и Великобритании.

В результате Германии удалось создать высокоэффективную НАПЛ, способную решать боевые задачи там, где раньше это могли делать только ПЛА. Однако за достижение этих результатов пришлось заплатить высокую цену. По экспертным оценкам, в конце 1999 года стоимость одной ПЛ этого типа составляла около 765 миллионов марок (510 миллионов долларов), а в 2008-м – около 350 миллионов евро.

Несмотря на это, три страны решили оснащать свои ВМС именно германскими НАПЛ. Так, с помощью Германии развернуто строительство лодок этого проекта в Италии (построены два корабля). Специально для продвижения на международный рынок в Германии разработана НАПЛ проекта 214 – менее дорогостоящий вариант ВНЭУ на ЭХГ. В настоящее время осуществляется их строительство для ВМС Греции (контракт стоимостью 915 миллионов долларов на постройку четырех лодок, головная построена в Германии в 2007 году, две – в Греции, где строится и четвертая лодка), а также Республики Корея (контракт 1,8 миллиарда долларов на постройку четырех кораблей, три лодки построены, четвертая строится в РК с применением германского оборудования). Подписан контракт с Турцией стоимостью четыре миллиарда долларов на поставку шести единиц.

Авианосные силы

По мнению ряда германских экспертов, в перспективе в ФРГ могут быть созданы авианосные силы в рамках военной интеграции в Европе. Однако пока нет никаких конкретных планов реализации этой идеи. Более того, имевшиеся ранее в дойче марине 50 многоцелевых истребителей (МЦИ) Tornado, каждый из которых способен нести четыре ПКР «Корморан», в 2005 году передали в состав немецких ВВС.
Амфибийные силы

ДК. В настоящее время в составе ВМС нет крупных ДК класса УДК или ДВКД. До 2005 года в перспективной кораблестроительной программе дойче марине предусматривалось создание УДК – ДВКД. Командование ВМС предполагало, что это будет многоцелевой (десантный) корабль водоизмещением 15–20 тысяч тонн, подобный французскому УДК «Мистраль». Однако в настоящее время о планах проектирования такого корабля ничего неизвестно. В 2007 году началось обсуждение возможности создания ДВКД типа «Роттердам». При развертывании программы строительства фрегатов проекта 125 и продолжении строительства НАПЛ проекта 212A финансовые средства на создание такого корабля найти не удалось. Предполагается начать строительство крупных ДК после 2018 года.

ДКА. В настоящее время в боевом составе ВМС находятся только два ДКА класса LCU водоизмещением 430 тонн. Имеющиеся ДКА построены более 40 лет назад и в ближайшие годы будут выведены из боевого состава ВМС, но планов создания новых ДКА нет.
Многоцелевые силы

Многоцелевые силы ВМС представлены в настоящий момент фрегатами (ФР) и корветами (КРВ).
“ По всей видимости, руководство дойче марине вообще потеряло интерес к малым кораблям ”

ФР. Программа строительства ФР проекта 124 «Сашен» (Sachsen) завершена полностью (три единицы). В строю находятся четыре ФР типа «Бранденбург» (проекта 123) и восемь ФР типа «Бремен» (проекта 122).

Военное кораблестроение Федеративной Республики в области фрегатов и НАПЛ смогло занять ведущие позиции в мире. В середине 70-х годов германская компания Blohm und Voss AG разработала концепцию создания перспективных боевых надводных кораблей основных классов (БНК ОК), получившую название МЕКО (Mehrzweek Kombinationschiff – многоцелевой комбинированный корабль). Данная концепция предусматривала: проектирование и изготовление всех систем вооружения, энергетической установки и других систем в виде стандартных функциональных модулей (блоков) – FES (Funk-Uonseinheitensystem fur Wallen-Feuerkit und Ortungsanlagen); установку этих функциональных модулей (ФМ) в подготовленные ячейки; простоту замены модулей с морально устаревшими образцами оружия на новые. Но все эти ФМ не изготавливаются заранее, компания Blohm und Voss AG постоянно хранит лишь техническую документацию на них, что обеспечивает быстрое проектирование различных вариантов корабля.


Первым кораблем, построенным по концепции МЕКО, стал нигерийский ФР Aradu проекта МЕКО360Н1. Затем в 1983–1984 годах была построена серия из четырех ФР типа Almirante Brown проекта MEKO360 для ВМС Аргентины.

Однако в начале XXI века наибольшее распространение получили ФР MEKO 200 (новейшая версия MEKO A-200). По этому проекту с различными модификациями было построено 29 ФР. Последние годы в ряде стран ведется строительство и КРВ по проекту MEKO A-100.

Как видно из таблицы, эти ФР выполнены и строятся для стран с развитой экономикой, в том числе и входящих в блок НАТО. Всего изготовлено на экспорт 34 ФР, что является значительным успехом военного кораблестроения Германии. Остальные страны, строившие корабли класса ЭМ-ФР на экспорт в это же время (Франция, Италия, СССР/Россия), изготовили в сумме меньше 30 единиц. Достоверные данные по стоимости контрактов не разглашались, но по оценке экспертов, цена ФР типа MEKO 200 колеблется от 350 до 450 миллионов долларов.
Строительство ФР типа MEKO 200№№ п/п Модификация Название головного ФР, ВМС Верфь – строитель кораблей, город (страна) Годы постройки Кол-во в подсерии
ввод в строй головного ФР ввод в строй последнего ФР в подсерии
1 200TN серия I Yavuz, Турция Blohm und Voss, Hamburg AG, г. Гамбург и Howaldtswerke, г. Киль 1987 1988 2
Golcuk, г. Измит (Турция) 1988 1989 2
2 200TN серия IIA и IIB Barbaros, Турция Blohm und Voss, Hamburg AG, г. Гамбург 1995 1998 2
Golcuk, г. Коцаели (Турция) 1996 2000 2
3 200P Vasco da Gama, Португалия Blohm und Voss, Hamburg AG, г. Гамбург и Howaldtswerke, г. Киль 1991 1991 3
4 200HN Hudra, Греция Blohm und Voss, Hamburg AG, г. Гамбург 1992 1992 1
Hellenic Shipyards, г. Скараманга (Греция) 1998 1998 3
5 200ANZ Anzac, Австралия Transfield Shipbuilding, г. Вильямстаун (Австралия) 1997 2004 8
6 200ANZ Te Kaha, Новая Зеландия Transfield Shipbuilding, г. Вильямстаун (Австралия) 1997 1999 2
7 A-200 Amatola, ЮАР Blohm und Voss, г. Гамбург и Howaldtswerke, г. Киль 2006 2007 4
ВСЕГО 29

Отработанные в концепции MEKO технологии были применены при создании ФР проектов 123 и 124 для ВМС Германии.

Первоначально программа создания самого совершенного ФР дойче марине проекта 124 задумывалась как международная (F124) с участием германской фирмы Blohm und Voss AG, нидерландской Royal Schelde и испанской Bazan.

Основные расхождения начались при выборе РЛС и ГЭУ. Испания предпочла радар американского производства (AN/SPY-1D) и вышла из программы. Германия и Нидерланды остановили свой выбор на радиолокационном комплексе, состоящем из МФРЛС APAR и РЛС обнаружения воздушных и надводных целей (ОВНЦ) SMART-L.

Однако у стран-союзников оказались разные взгляды на ГЭУ, количество ячеек УВПУ и артиллерийское вооружение. В результате Германия и Нидерланды тоже стали создавать корабли по своим проектам.

Вместе с тем ФР проекта 124 стал первым европейским кораблем, на вооружение которого принята МФРЛС APAR, УВПУ Mk.41 в полной комплектации, что позволяет применять КРМБ Tomahawk и ЗУР Standart SM-2MR/2ER.

По архитектуре новый корабль идентичен проекту 123. Отличия заключаются в доведении первого яруса надстройки до борта, замене вращающейся РЛС на фок-мачте на РЛС с ФАР и устранении значительной части выступающих частей для минимизации демаскирующих признаков (технология «Стелс»).

Конструкция корпуса корабля отличается новизной. Вдоль корпуса проходят три коридора кабельных трасс, соединенных между собой кольцевыми коробами по некоторым переборкам. Коридоры и короба используются для защиты кабельных трасс от боевых повреждений и пожаров. Хотя продольные коридоры кабельных трасс применялись в германских кораблях еще с 40-х годов, но по такой схеме реализованы впервые.

Наконец, это первый в мире корабль, оснащенный дизель-газотурбинной установкой (ДГТУ) с совместной работой газотурбинного (ГТД) и дизельного двигателей (ДД). На ФР впервые в западноевропейской практике применен суммирующий редуктор, обеспечивающий совместную работу любого одного или всех двигателей на два вала. Мощность полного хода под ГТД и ДД составляет 51 642 лошадиные силы, обеспечивается скорость полного хода более 29 узлов. Скорость полного хода под ДД оценивается в 24 узла. Дальность плавания при скорости 18 узлов заявлена в 4000 миль, но по мнению большинства западных экспертов, она превышает 6000 миль.

Переход от ДГТУ с раздельной работой к совместной работе ГТД и ДД весьма показателен. Например, при охранении авианосца ЭМ и ФР вынуждены идти в основном со скоростями 24–26 узлов, значительно превышающими экономическую скорость хода, на которую были рассчитаны ДД в ДГТУ при раздельной работе (16–18 узлов). При этом резко снизится дальность плавания из-за необходимости идти под ГТД. В связи с этим специалисты полагают, что дальности плавания с экономической скоростью хода лишь косвенно характеризуют мобильные возможности кораблей, а критерием мобильности надо считать плавность изменения дальности плавания при изменении скоростных режимов энергоустановки (ЭУ). Поэтому корабли с комбинированными ГЭУ с совместной работой форсажной и маршевой частей обеспечивают кораблям наибольшую мобильность. По мнению экспертов, ФР проекта 124 представляет собой корабль, построенный с дальним прицелом, который может обеспечить боевое охранение АВ.

Стоимость ФР проекта 124 на момент начала постройки первого корабля – около 556 миллионов долларов. Первый корабль – Sachsen F219 сдан в 2004-м, а последний – в 2005 году.

В 2007-м с консорциумом ARGE F125 был подписан контракт стоимостью 2,2 миллиарда евро на строительство ФР проекта 125 с вооружением, больше ориентированным на поражение наземных целей. На начало 2012 года его полное водоизмещение оценивалось в 7200 тонн, предполагаемая скорость – 26–27 узлов, дальность плавания – 4000 миль.

Первоначально намечалось разместить на ФР 155-миллиметровую АУ MONARC, но была выбрана 127-миллиметровая АУ OTO Breda. Ракетное оружие включает ПКР «Гарпун» и ЗРК RAM Mod2 с двумя ПУ, два 27-миллиметровых малокалиберных зенитных артиллерийских комплекса (МЗАК), два вертолета MH90. В состав вооружения входят четыре скоростных (40 узлов) десантно-штурмовых катера (ДШКА) типа RIB для высадки отряда сил специальных операций (фактически подразделения морской пехоты численностью до 50 человек), размещенного на борту корабля по штату со своим вооружением.

Этот корабль, как полагают эксперты, является германской версией датского «Абсалона» (Absalon), совмещающего в себе функции патрульного корабля, десантного транспорта, корабля огневой поддержки и весьма условно названного фрегатом. Если это так, то данный проект представляет германский вариант создания ограниченных амфибийных сил.

Головной ФР Baden-Wurttemberg был заложен в 2011 году на верфях корпорации Thyssen Krupp Marine Systems and Lurssen Werft. Его стоимость, по оценке экспертов, – 500–600 миллионов евро.

Строительство серии ведется консорциумом ARGE F125, в который вошли Thyssen-Krupp Marine Systems с Blohm+Voss и Fr. Luerssen Werft. Ожидается привлечение к строительству ФР еще нескольких компаний. Эти корабли частично будут заменять в ВМС ФР проекта 122. Всего запланировано построить четыре корабля до 2018 года.

КРВ. В 2008-м завершена программа строительства пяти корветов проекта K130 типа «Брауншвейг» (Braunschweig). Запланированное ранее их оснащение тактическими телеуправляемыми по волоконно-оптической линии связи универсальными крылатыми ракетами (УКР) типа «Полифем» отменено.

Установка ПКР (фактически УКР) RBS-15 Mk3 говорит о том, что концепция «ближнего боя с берегом» с помощью УКР типа «Полифем» заменена на безопасную концепцию «дальнего боя с берегом» при помощи УКР RBS-15 Mk3. Планы дальнейшего строительства КРВ (15 единиц) были свернуты. По всей видимости, руководство дойче марине вообще потеряло интерес к малым кораблям.
Патрульные силы

В боевом составе ВМС имеется только десять ракетных катеров (РКА) типа «Гепард» (проекта 143A) постройки 1982–1984 годов. Предполагалось осуществить их модернизацию, но в настоящее время эти планы не реализованы. Строительство новых РКА или патрульных катеров (ПКА) пока не предусматривается.
Минно-тральные силы

Основу противоминных сил пока составляют тральщики – искатели мин (ТЩИМ) типов Frankenthal (девять единиц проекта 332) и Uberherrn (пять единиц проекта 333), а также ТЩ типа Hameln (пять единиц проекта 352), которые используются как корабли управления для 18 рейдовых прорывателей минных заграждений системы Troika. Кроме того, в боевом составе сил противоминной обороны (ПМО) находится плавбаза боевых пловцов (водолазный минно-тральный корабль) проекта 332B. Пока программы создания новых минно-тральных сил нет, поскольку практически все корабли ПМО еще не устарели.

В целом военное кораблестроение Германии располагает большими возможностями для создания любых кораблей и судов, но основной объем продукции поставляется на экспорт как в виде кораблей, так и в виде модулей и блоков. Вместе с тем производственная база комплектующих в части вооружения и технических средств крайне ограниченна.
Владислав Никольский,
доктор технических наук, профессор
Николай Новичков,
кандидат технических наук
Категория: Аналитика | Добавил: Makl (11.04.2012)
Просмотров: 1968 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Новости Army Guide
Новости МО РФ
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
-->
Меню сайта
Категории раздела
Аналитика [132]
Новое на форуме
  • СВ РФ (2)
    [Новости и аналитика]
  • Венерическии заболевания у мужчин (1)
    [Предложения по функциональному развитию]
  • Новости Army Guide
    Новости МО РФ
    Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Друзья сайта
  • Инофорум
  • Усадьба Урсы
  • Литва-Россия далее везде
  • Полюс мира
  • Поиск
    Опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 34
    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика