Четверг, 28.03.2024, 16:12
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

          Военный обозреватель.

ОБСЕРВЕР

.

Каталог статей

Главная » Статьи » Аналитика » Аналитика

Изделие 476. Ставка на прошлое

Самолет Ил-76, размноженный за прошедшие сорок лет без малого в 1000 экземплярах стал одним из основных тяжелых транспортников на планете. Сегодня примерно половина из этого числа машин остается в строю – Ил-76 используют ВВС и гражданские авиакомпании почти 40 стран мира. Вместе с тем еще в конце 80-х годов встал вопрос о перспективах замены этой машины, но разработка принципиально нового самолета была остановлена распадом СССР.

Ил-76МД-90 RA-78854 (с) Олег Беляков, russianplanes.net

© Олег Беляков, russianplanes.net

30 января 2013 года первый летный образец транспортного самолета Ил-76МД-90А (Изделие-476) производства ульяновского завода «Авиастар-СП» совершил перелет на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова для прохождения летных испытаний. [1] Ранее, 4 октября 2012 года, состоялось подписание контракта на поставку 39 серийных Ил-76МД-90А на общую сумму 140 млрд. руб. для нужд МО РФ (119 млн. долларов за единицу). [2]

Сейчас уже можно с уверенностью говорить, что программа по восстановлению производства Ил-76 на территории РФ состоялась, и на ближайшие 20 лет данный тип будет основной тяжелой машиной российской ВТА, а также базой для самолетов специального назначения, таких как ДРЛОиУ и воздушных танкеров.

ВЫБОР ПУТИ

История различных программ по самолету Ил-76 в первом десятилетии 21 века интересна и показательна с точки зрения логики принятия решений в отечественном авиапроме, когда эффективность и экономическая целесообразность приносятся в жертву масштабности и внешней эффектности. К началу двухтысячных годов основные эксплуатанты машины разработки конца 60-ых годов стали задумываться о возможных путях модернизации существующего парка и о заказе новых самолетов данного типа. Ужесточение международных требований по шумам и эмиссии (выбросу вредных веществ в атмосферу) в первую очередь ударило по коммерческим операторам Ил-76, так как перед ними стали закрываться возможности полетов в Европу, США, Японию и Австралию — при том, что именно данные направления генерировали основную прибыль перевозчиков.

Путей выхода из данной ситуации собственно было два: ремоторизация и модернизация существующих самолетов из наличия либо постройка новых, удовлетворяющих всем требованиям ИКАО на дальнюю перспективу.

В 2002 группа компаний «Волга-Днепр» приступила к реализации собственной программы модернизации самолета Ил-76ТД. В 2004 для скорейшей реализации и финансирования данного проекта была основана компания «Волга-Днепр-Лизинг». В 2006 году работа по проекту была успешно завершена, и первый самолет Ил-76ТД-90ВД бортовой номер RA-76950 производства завода ТАПОиЧ был принят в коммерческую эксплуатацию. [3] Итого, за четыре года частная компания, финансируя проект из собственных и заемных средств, прошла путь от выработки технического лица нового самолета, до ввода в строй первого серийного экземпляра.

Ил-76ТД-90ВД можно считать серийным прототипом новейшей модификации Ил-76МД-90А, производства завода Авиастар-СП. Самолет получил новые двигатели ПС-90А-76 тягой 14,5 т. каждый, обновленную авионику, в частности был установлен пилотажно-навигационный комплекс «Купол-III-76М-ВД», жидкокристаллические дисплеи и полностью удовлетворял всем требованиям ИКАО по шумам и эмиссии.

В настоящее время авиакомпания «Волга-Днепр» располагает пятью самолетами данного типа и успешно их эксплуатирует. Ориентировочная стоимость Ил-76ТД-90ВД составила 50-55 млн. долларов за единицу. Ставка «Волга-Днепр» на производство самолета с нуля, а не на ремонт и ремоторизацию существующих самолетов в данном случае полностью себя оправдала. Купить самолеты по 50 млн. долларов кроме авиакомпании «Волга-Днепр» никто из крупных операторов Ил-76 позволить себе не смог. Еще два самолета Ил-76ТД-90 (Il-76TD-90SW) по упрощенному проекту смогла приобрести только азербайджанская компания Silk Way Airlines,[4] которая активно работает на маршрутах, связывающих Европу с Азией и в частности обслуживает контингент НАТО в Афганистане.

Таким образом, реализовав проект постройки пяти модернизированных самолетов Ил-76ТД-90ВД, авиакомпания «Волга-Днепр» получила доминирующее положение на рынке перевозки негабаритных грузов на европейских направлениях и в США.

Существовал и другой путь: ремоторизация и модернизация самолетов уже находящихся в эксплуатации. В 2002 году Министерство обороны РФ объявило о начале программы модернизации Ил-76 путем установки двигателей ПС-90А-76. В декабре 2005 года в небо поднялся первый (и единственный) самолет Ил-76МД-90 бортовой номер RA-78854, прошедший модернизацию на авиазаводе ВАСО. Переделке подвергся серийный самолет Ил-76МД, произведенный на заводе ТАПОиЧ в Ташкенте в 1991 году.[5]

В результате модернизации, самолет получил двигатели и авионику, аналогичные проекту Ил-76ТД-90ВД. Стоимость модернизации составила примерно 14 млн. долларов, из которых 12 млн. долларов стоили 4 двигателя ПС-90А-76. В январе 2006 года главком ВВС России, Владимир Михайлов обозначил потребность Военно-воздушных Сил страны в 12 самолетов Ил-76МД-90 до 2010 года.[6] Однако до настоящего времени больше ни одного самолета модернизировано не было и сам проект модернизации находится в неопределенном состоянии.

Наиболее оптимальное решение по соотношению цена-эффективность было предложено производителем серийного двигателя Д-30КП НПО «Сатурн». После введения в 2002 г. в действие требований главы III ICAO по шуму изготовитель двигателей Д-30КП НПО «Сатурн» в инициативном порядке разработал проект глубокой модернизации серийно производящегося на предприятии двигателя Д-30КП-2 для самолетов Ил-76. В 2005 году был построен первый опытный двигатель, получивший наименование Д-30КП «Бурлак».

Модернизация Д-30КП «Бурлак» заключалась в замене трехступенчатого компрессора низкого давления на широкохордный вентилятор с одной подпорной ступенью и увеличении степени двухконтурности с 2,2 у базового двигателя до 3,65 у «Бурлака». Применение высокоэффективного малошумного вентилятора в сочетании с увеличением степени двухконтурности, использованием доработанной малоэмиссионной камеры сгорания и специальных звукопоглощающих конструкций позволяет снизить удельный расход топлива на 10-11%, увеличить ресурс почти в два раза и обеспечить соответствие характеристик двигателя нормам Главы 4 ИКАО по шуму и по эмиссии.[7]
Техническим заданием на модернизацию Д-30КП ставилась цель повышения тяги двигателя с 12 000 до 13 000 кгс. Однако в результате стендовых испытаний «Бурлака» это показатель был даже превышен и достиг почти 14 000 кгс. При последующей доводке именно такое значение тяги могло стать нормой и таким образом двигатель по своих характеристикам вплотную подойдет к ПС-90А. [8]
Одно из главных достоинств двигателя, наряду с унификацией с серийными Д-30КУ/КП, это возможность ремоторизации на него строевых Ил-76 силами местных технических служб без переделки пилонов и изменения конструкции планера. Причем модернизация Д-30КП не потребовала бы производства новых двигателей – достаточно было проводить капитальный ремонт существующих из наличия с одновременной модернизацией до версии Д-30КП «Бурлак». Кроме того, высокая степень унификации Д-30КП «Бурлак» и Д-30КП-2 упростила бы их совместную эксплуатацию в строевых частях Военно-транспортной авиации, где уже имеется необходимая инфраструктура и опыт обслуживания двигателей Д-30КП.

По понятным причинам ВВС РФ проявляли крайнюю заинтересованность в реализации именно этого проекта. Кроме того программу Д-30КП «Бурлак» поддерживали коммерческие операторы Ил-76ТД, которые не могли себе позволить заказывать новые самолеты типа Ил-76ТД-90ВД/SW. В частности, авиакомпания «Авиакон Цитотранс» (имеет флот из шести действующих Ил-76ТД, входит в тройку крупнейших коммерческих эксплуатантов Ил-76 в мире) была готова выступить стартовым заказчиком для НПО «Сатурн» и подтверждала свою потребность в 40-43 двигателях этого типа.[9] Однако ни программа модернизации и ремоторизации на двигатели ПС-90А, ни программа Д-30КП «Бурлак» так и не были реализованы.

Приостановка программ модернизации и ремоторизации самолетов Ил-76ТД/МД привела к тому, что модернизированный самолет ДРЛОиУ А-50У с цифровой обработкой информации имеет устаревшие двигатели Д-30КП.[10] То есть, именно те платформы, которые для выполнения своих задач как раз требуют двигатели ПС-90А-76, их не имеют.

Сравнительная экономика программ по возобновлению производства Ил-76МД-90А и ремоторизации строевых Ил-76 ВВС РФ весьма наглядна:

- стоимость одной единицы Ил-76МД-90А согласно контракту составила 119 млн. долларов США за единицу;

- стоимость ремоторизации одного Ил-76МД/ТД на двигатели Д-30КП-3 «Бурлак» составляет примерно 3,2 млн. долларов (800 тыс. долларов за один двигатель).

Следовательно, по самым грубым подсчетам, денежных средств, выделяемых бюджетом на закупку 1 (одной) единицы «новейшего» Ил-76МД-90А, хватило бы на ремоторизацию 30 (тридцати) строевых Ил-76 из наличия ВВС РФ.

Реализация программы Д-30КП-3 «Бурлак» позволила бы к 2012-15 годам провести плановую ремоторизацию и капитальный ремонт всех Ил-76МД ВВС РФ, что дало бы возможность военно-транспортной авиации иметь в ближайшие 10-15 лет порядка 100-120 единиц тяжелых самолетов, отвечающих современным требованиям, в том числе по эмиссии и шумам. В тоже время, модернизация Ил-76МД в вариант Ил-76МД-90 силами ВАСО в соответствии с намеченными в 2006 году сроками, уже к 2010 году обеспечила бы программу ДРЛОиУ А-50У платформами с увеличенной дальностью и временем нахождения в воздухе.

В свою очередь, принятие и, самое главное, исполнение этих программ в середине первого десятилетия 2000-х годов, позволило бы направить все финансовые и конструкторские ресурсы на разработку тяжелого транспортного самолета нового поколения. Стоит вспомнить, что еще в середине 80-х годов в СССР начинались работы над принципиально новой оперативно-стратегической машиной. Был проведен конкурс, в котором кроме ОКБ им. B.C. Ильюшина участвовали ОКБ им. O.K. Антонова (с самолетом АН-170 — увеличенным вариантом Ан-70) и КБ А.Н. Туполева. Победу тогда одержало ОКБ им. B.C. Ильюшина, предложившее проект самолета Ил-106.[11]

ВЫБОР СДЕЛАН.

В июне 2011 года руководство российского авиапрома официально объявило, что ОАК прекращает сотрудничество с ТАПОиЧ и окончательно переносит производство Ил-76 на площадку в Российской Федерации.[12]

Ташкентский завод, который на протяжении почти 40 лет серийно выпускал основной тяжелый военно-транспортный самолет СССР и Российской Федерации, прекратил свое существование как авиационное предприятие и начал процедуру банкротства. Последним самолетом, который выпустил завод ТАПОиЧ, стал Ил-76МФ бортовой номер JY-JIC, поставленный в Иорданию.

В России на фоне замораживания программ модернизации строевых Ил-76 резко интенсифицируется процесс постройки первого летного образца Ил-76МД-90А – уже в декабре 2011 года состоялась пробная выкатка в Ульяновске. Ко времени первого полета техническое лицо самолета секретом уже ни для кого не являлось. По своей сути «новейший» Ил-76МД-90А – это обычный серийный Ил-76МД с двигателями ПС-90А-76, несколько измененной конструкцией крыла, модернизированным шасси относительно новым БРЭО. Самолет, судя по всему, имеет полностью «стеклянную кабину» разработки компании «Котлин-Новатор».

Выбор военной модификации Ил-76 для возобновления производства говорит о том, что ОКБ им. С.В.Ильюшина и завод «Авиастар-СП» изначально отдавали себе отчет в том, что коммерческих перспектив у самолета сорокалетней давности по цене свыше 100 млн. долларов нет.
А отказ от переноса производства новейшей модификации Ил-76МФ повышенной грузоподъемности, по всей видимости, являлся следствием желания разработчика и производителя пойти по пути наименьшего сопротивления: выбрав не очень нужное, но отработанное старое изделие, одновременно отказавшись от пусть и более востребованного, но более сложного нового.

8 февраля 2013 года об отсутствии коммерческих перспектив заявил в ходе авиасалона «Аэро Индия-2013» президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян:
«Я провел много разговоров с компанией «Волга-Днепр». Цена, по которой мы сегодня производим Ил-76, для коммерческой авиации не будет востребована до тех пор, пока остаются в эксплуатации старые Ил-76», — сказал Михаил Погосян.[13]

В конце февраля 2013 года становится известно, что Министерство обороны РФ не имеет в своем бюджете денег для оплаты 39 военно-транспортных самолетов новой модификации Ил-76МД-90А, контракт на поставку которых был подписан в октябре 2012 года в присутствии первых лиц государства.
Подчеркивается, что расплатиться по этому контракту МО РФ сможет в лучшем случае, не раньше 2017 года.[14]

К этому времени «Авиастар-СП» должен будет произвести порядка 20 самолетов на общую сумму в 70 млрд. рублей, которые ему предстоит брать в государственных или коммерческих банках под определенный процент, что, по всей видимости, может сделать производство «новейшего» самолета Ил-76МД-90А (изделие 476) нерентабельным.

1. http://www.take-off.ru/news/124-news01-12-2013/741-476-1-2013
2. http://www.ato.ru/content/samolet-il-76md-90a-obrel-pervyh-zakazchikov
3. http://www.volga-dnepr.com/rus/presscentre/releases/?&id=514
4. http://www.silkway-airlines.com/
5. http://russianplanes.net/reginfo/1659
6. http://www.avid.ru/pr/news/151/
7. http://www.ato.ru/content/burlak-prodlit-zhizn-il-76
8. Журнал «Взлет», 2005, №5 «Ремоторизация Ил-76: «Бурлак» против ПС-90» http://take-off.ru/pdf/05_2005.pdf
9. http://vpk.name/news/56492_nelegkie_na_podem.html
10. http://vpk.name/news/57305_pervyii_modernizirovannyii_samolet_a50u_postavlen_vvs_rossii.html
11. http://www.globalsecurity.org/military/world/russia/il-106.htm
12. http://mn.ru/newspaper_economics/20110602/302219726.html
13. http://www.aex.ru/news/2013/2/8/102694/
14. http://www.vedomosti.ru/companies/news/9292741/minoborony_kupit_samolety_v_kredit

Источник: http://thewaran.net/blog/130225il76-2/
Категория: Аналитика | Добавил: Makl (10.03.2013)
Просмотров: 988 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
1 ppu-prof_Gat  
0
Забота о недвижимости - это забота о удобстве. Теплоизоляция стен - это не только стильный внешний вид, но и обеспечение теплового комфорта в вашем уголке уюта. Профессионалы, наша команда профессионалов, предлагаем вам переделать ваш дом в идеальный уголок для проживания.
Наши улучшения - это не просто тепловая обработка, это художественная работа с каждым элементом. Мы разрабатываем гармонии между эстетикой и функциональностью, чтобы ваше жилище превратилось не только теплым и уютным, но и изысканным.
И самое существенное - приемлемые расходы! Мы верим, что высококачественные услуги не должны быть неприемлемо дорогими. <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление фасада стоимость цена</a> начинается всего по цене от 1250 рублей за квадрат.
Современные технологии и высококачественные строительные материалы позволяют нам создавать изоляцию, которая долго сохраняет свои свойства и надежна. Забвение о холодных стенах и избежание лишних расходов на отопление - наше утепление станет вашим надежным экраном от холода.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>https://ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте на потом заботу о счастье в вашем уголке. Обращайтесь к профессионалам, и ваш уголок станет настоящим творческим шедевром, которое подарит вам тепло и уют. Вместе мы создадим дом, в котором вам будет по-настоящему удобно!

2 ppu-prof_Ol  
0
Наша бригада искусных мастеров завершена выдвинуть вам прогрессивные системы, которые не только гарантируют надежную защиту от холодильности, но и подарят вашему жилищу изысканный вид.
Мы практикуем с последними компонентами, ассигнуруя продолжительный термин эксплуатации и блестящие результаты. Утепление облицовки – это не только экономия энергии на тепле, но и заботливость о окружающей природе. Спасательные подходы, какие мы претворяем в жизнь, способствуют не только жилищу, но и поддержанию природной среды.
Самое главное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление фасада стоимость цена</a> у нас составляет всего от 1250 рублей за метр квадратный! Это доступное решение, которое преобразит ваш жилище в подлинный комфортный район с скромными затратами.
Наши проекты – это не единственно изолирование, это разработка области, в где любой деталь показывает ваш личный манеру. Мы примем в расчет все твои запросы, чтобы осуществить ваш дом еще больше дружелюбным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте дела о своем помещении на потом! Обращайтесь к экспертам, и мы сделаем ваш помещение не только комфортнее, но и стильнее. Заинтересовались? Подробнее о наших сервисах вы можете узнать на веб-сайте. Добро пожаловать в сферу спокойствия и стандартов.

3 Seo-Ul-Dox  
0
Мы эксперты специалистов по продвижению в интернете, занимающихся увеличением трафика и улучшением рейтинга вашего сайта в поисковых системах.
Мы достигли значительных результатов и готовы поделиться с вами нашими знаниями и опытом.
Какие преимущества вы получите:
• <a href=https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/>нужно продвижение сайта</a>
• Глубокий анализ вашего сайта и формирование индивидуального плана продвижения.
• Повышение эффективности контента и технических аспектов вашего сайта.
• Ежемесячный мониторинг и анализ данных для постоянного совершенствования вашего онлайн-присутствия.
Подробнее <a href=https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/>https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/</a>
Уже много клиентов оценили результаты: увеличение посещаемости, улучшение рейтинга в поисковых системах и, конечно, рост бизнеса. Мы можем предоставить вам бесплатную консультацию, для обсуждения ваших потребностей и разработки стратегии продвижения, соответствующей вашим целям и бюджету.
Не упустите возможность улучшить свои позиции в интернете. Обратитесь к нам прямо сейчас.

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Новости Army Guide
Новости МО РФ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
-->
Меню сайта
Категории раздела
Аналитика [132]
Новое на форуме
  • СВ РФ (2)
    [Новости и аналитика]
  • Венерическии заболевания у мужчин (1)
    [Предложения по функциональному развитию]
  • Новости Army Guide
    Новости МО РФ
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Друзья сайта
  • Инофорум
  • Усадьба Урсы
  • Литва-Россия далее везде
  • Полюс мира
  • Поиск
    Опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 34
    Rambler's Top100 Яндекс.Метрика